12+

Гаэтано Доницетти. «Анна Болейн» — опера в концертном исполнении

2014
172 мин
Россия
Начать просмотр

Эрмонела Яхо

Уроженка Тираны (Албания) Эрмонела Яхо дебютировала на оперной сцене в 17 лет в своем родном городе. Вокальное образование она завершила вскоре после этого в Академии Santa Cecilia в Риме; певица стала лауреатом нескольких престижных вокальных конкурсов — в их числе Конкурс им. Джакомо Пуччини в Милане, Конкурсим. Р. Зандонаи в Роверето и Международный конкурс им. Г. Спонтини в Анконе. Первые крупные ангажементы Эрмонелы Яхо состоялись в Италии — она дебютировала в болонском Teatro Comunale в партии Мими («Богема» Пуччини) под управлением Даниэле Гатти, в театре La Fenice в Венеции в роли Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта) и в Театре Джузеппе Верди в Триесте в партии Микаэлы («Кармен» Бизе).

Первые интернациональные ангамеженты Эрмонелы Яхо за приделами Италии состоялись на Уэксфордском оперном фестивале в Ирландии, где она принимала участие в постановках опер «Сафо» Массне и «Орлеанская дева» Чайковского. Дальнейшие выступления певицы включали дебюты в Баварской государственной опере (Норина в «Доне Паскуале» Доницетти), Капитолийском театре Тулузы и Женевской опере (Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» Моцарта), Оперном театре Лимы в Перу (заглавная роль в «Семирамиде» Россини, где ее партнерами были Хуан Диего Флорез и Даниэла Барчеллона), севильском Teatrodela Maestranza («Коронация Поппеи» Монтеверди под управлением Кристофа Руссе), Филадельфийской опере (Мими в «Богеме» Пуччини), Teatro Filarmonico в Вероне (Амина в «Сомнамбуле» Беллини), Марсельской опере (заглавная роль в «Манон» Массне), Римской опере (Микаэла в «Кармен» Бизе), концертном зале Академии Santa Cecilia («Маддалена» Прокофьева под управлением Валерия Гергиева), возвращение в болонский Teatro Comunale (Адина в «Любовном напитке» Доницетти, Панночка в «Майской ночи» Римского-Корсакова под управлением Владимира Юровского). Она также с успехом выступала на Глайндборнском оперном фестивале в Великобритании.

Роль, которая принесла певице самый большой успех — Виолетта в «Травиате» Верди, она воплощала ее на сценах таких театров, как Марсельская опера, Лондонская Королевская опера Covent Garden, нью-йоркская Metropolitan Opera, Баварская государственная опера, Берлинская государственная опера, неаполитанский театр San Carlo; в нынешнем театральном сезоне она поет партию Виолетты на сценах парижской Opera Bastille, Венской государственной оперы, Баварской государственной оперы и мадридского Teatro Real. Сезон 2009/10 она начала в Филадельфийской опере с дебюта в заглавной партии в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй» и продолжила в Авиньонской опере (Джульетта в «Капулетти и Монтекки» Беллини) и оперном театре Хельсинки (Маргарита в «Фаусте» Гуно). В числе недавних и ближайших ангажементов певицы — возвращение в Лондонскую Королевскую оперу Covent Garden в роли Виолетты и в роли Манон в одноименной опере Массне и в роли Магды в «Ласточке» Пуччини, спектакли в брюссельском театре LaMonnaie («Богема» Пуччини), Парижской Национальной опере («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Тулонской опере («Таис» Массне и «Анна Болейн» Доницетти), Опере Сан-Диего («Турандот» Пуччини), Штутгартской опере («Травиата» Верди), Лионской опере («Симон Бокканегра» и «Луиза Миллер» Верди, «Зельмира» Россини), барселонском Teatro Liceu («Фауст» Гуно).

Дарья Телятникова

Дарья Телятникова родилась в г. Коркино Челябинской области. В 2005 г. поступила в Санкт-Петербургский музыкальный колледж, в 2008 г. — в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. В 2010-12 гг. была солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра, где спела партии Николетты («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) и Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта).

С сезона 2012/13 — артистка Международной оперной студии в Цюрихе. На сцене Цюрихской оперы исполнила партии альта («Волнения на Таити»Бернстайна), Пажа и Цветочной девы («Парсифаль» Вагнера), Амитты («Терпеливый Сократ» Телемана). В 2012 г. спела партию Альцины в концертном исполнении оперы «Неистовый Роланд» Вивальди на сцене Театра Комунале Феррары (Италия).

В 2013 г. дебютировала в Большом театре в опере «Дитя и волшебство» Равеля, в том же году исполнила партию Лауры в «Иоланте» Чайковского.

С 2013 года Дарья Телятникова — солистка Пермского академического театра оперы и балета, где исполнила партии Ольги («Евгений Онегин» Чайковского) и Церлины («Дон Жуан» Моцарта). Выступала с Госоркестром России под управлением Владимира Юровского («Реквием» Моцарта и «Саломея» Р. Штрауса), Московским камерным оркестром Musica Viva под управлением Александра Рудина и Петера Ноймана .

Кейт Олдрич

Кейт Олдрич, одна из самых успешных и востребованных американских певиц своего поколения, выступала на многих ведущих сценах мира — в их числе нью-йоркская Metropolitan Opera, миланский театр La Scala, Парижская Национальная опера, Опера Сан-Франциско, Зальцбургский фестиваль, Цюрихская опера, Баварская государственная опера, берлинская Deutsche Oper, барселонский театр Liceu, мадридский Teatro Real, Гамбургская государственная опера, Teatro Colon в Буэном-Айресе, Капитолийский театр Тулузы, Teatro Comunale в Болонье, Teatro Regio в Турине и многие другие.

Профессиональный дебют певицы состоялся в 2000 году на фестивале Arenadi Verona, где она исполнила партию Прециозиллы в опере Верди «Сила судьбы». Репертуар певицы многообразен и включает ведущие роли в операх композиторов самых разных эпох и стилевых направлений: она исполняла партии Нерона в «Коронации Поппеи» Монтеверди (барселонский Luceu), Адальджизы в «Норме» Беллини (Metropolitan Opera, театры Болоньи, Турина, Монреаля и Ванкувера), Никлауса в «Сказках Гофмана» Оффенбаха (Парижская Национальная опера), Елизаветы в «Марии Стюарт» Доницетти (театры Сан-Диего и Палермо), Розины в «Севильском цирюльнике» Россини (миланский театр La Scala, театр San Carlos в Лиссабоне), Секста в «Милосердии Тита» Моцарта (театры Мадрида, Праги, Марселя, Инсбрукский фестиваль старинной музыки), Шарлотты в «Вертере» Массне (Лионская опера, туринский Teatro Regio), Асканио в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза (Зальцбургский фестиваль). Одна из лучших партий в репертуаре Кейт Олдрич — Кармен в одноименной опере Бизе; эту партию она исполняла на сценах Оперы Сан-Франциско, нью-йоркской МЕТ, Баварской государственной оперы, Цюрихской оперы, берлинской Deutsche Oper, на фестиваях Arenadi Verona и оперном фестивале в Оранже (Франция).

С участием Кейт Олдрич выпущены видеозаписи спектаклей «Фаворитка» Доницетти (Капитолийский театр Тулузы) и «Риенци» Вагнера (берлинская DeutscheOper), а также «Зельмиры» Россини (Россиниевский фестиваль в Пезаро), «Нормы» Беллини (Teatro Comunale в Болонье) и «Вертера» Массне (Teatro Regio в Турине). Концертные ангажементы певицы включают исполнение «Песни о земле» Малера с Национальным оркестром Франции, концертное исполнение оперы Цемлинского «Флорентийская трагедия» с Симфоническим оркестром Сан-Франциско и на оперном фестивале в Монпеллье, «Маленькую торжественную мессу» Россини на Россиниевском фестивале в Пезаро и в Вашингтонской национальной опере.

Выступления Кейт Олдрич в этом сезоне включают постановки «Анны Болейн» Доницетти в Опере Тулона, «Кармен» Бизе в Цюрихской опере, Deutsche Oper в Берлине и в оперном театре Ванкувера, а также «Идоменея» Моцарта в Лионской опере.

Диего Сильва

26-летний мексиканский тенор Диего Сильва дебютировал в 2013 году в театре Bellas Artes в Мехико в партии Тамино в «Волшебной флейте» Моцарта. Текущий театральный сезон начался для него с участия в концерте Фонда Эвы Квелер в нью-йоркском AliceTullyHall. В настоящее время он является артистом Академии вокальных искусств в Филадельфии, где он исполняет Ленского («Евгений Онегин» Чайковского) и Рудольфа («Богема» Пуччини). В течение учебы в Академии он получил несколько наград от фондов, поддерживающих молодых вокалистов и ряд премий на международных конкурсах, в том числе на Международном конкурсе Герды Лисснер в 2012 году (специальный приз), Конкурсе им. Джулио Гари в 2013 году (I премия), и на Международном конкурсе вокалистов им. Карло Морелли в 2013 году (I премия, специальный приз и приз публики).

В Академии вокальных искусств Диего Сильва также исполнял партию Графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини и Неморино в «Любовном напитке» Доницетти. Он страховал партию Надира в «Искателях жемчуга» Бизе в Опере Санта Фе и исполнил партию Рудольфа на Кастельтонском оперном фестивале. Он регулярно выступает в оперном театре при Институте Кертиса в Филадельфии — в числе его ролей: Фауст («Фауст» Гуно), Арбак («Идоменей» Моцарта), Альмавива («Севильский цирюльник» Россини), Эльвино («Сомнамбула» Беллини), Бельфьоре («Путешествие в Реймс» Россини) и Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта). Диего Сильва получил также стипендию Пласидо Доминго от Международного общества поддержки мексиканского искусства.

В прошедшем сезоне Диего Сильва дебютировал в партии Кавалера Де Грие («Манон» Массне) в Мехико и Филадельфии, а летом впервые спел партию Альфреда в «Травиате» Верди. Европейский дебют певца состоялся в оперном театре Иези в Италии, где он спел партию Эрнесто в опере Доницетти «Дон Паскуале».

Игорь Морозов

Родился в 1990 году в Рязани. Окончил Хоровое училище имени А.В. Свешникова (2010) и Академию хорового искусства имени В.С. Попова (2016) по специальностям хоровое дирижирование и вокал. В составе хора Академии сотрудничал с такими дирижёрами, как К. Тилеманн, С. Сондецкис, Я. -Л. Кёниг, К. -Д. Мазур, Й. Принц и др. В качестве солиста принимал участие в зарубежных гастролях хора. С сольными концертами выступал в Германии и Франции.

В 2013 году Игорь дебютировал на оперной сцене, выступив в постановке оперы Р. Штрауса «Кавалер розы» на исторической сцене Большого театра России под управлением Василия Синайского. В настоящее время он является солистом Московского театра «Геликон-опера».

В качестве приглашённого артиста Игорь Морозов сотрудничал с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, дирижёрами А. Дзеддой, М. Плетнёвым, В. Юровским, М. Замбелли, А. Ведерниковым. Участвовал в исполнении опер «Алеко» Рахманинова, «Саломея» Р. Штрауса, «Анна Болейн» Доницетти, «Эрмиона» Россини, «Демон» Рубинштейна. Спел сольные партии в Реквиемах Моцарта и Сен-Санса, в «Пинежском сказании о дуэли и смерти Пушкина» Л. Десятникова.

В 2016 году он дебютировал на сценах Национальной оперы «Эстония», Хорватского национального театра, Муниципального театра Сан-Паулу, бельгийского Ла Монне, в амстердамском Консертгебау. В 2017 году впервые выступил в Оперном театре Ниццы и Муниципальном театре в Сантьяго (Чили).

Участвовал в видео-записях спектаклей театра «Геликон-опера» в фонд телеканала «Культура»: «Садко» Римского-Корсакого (партия Садко) и «Евгений Онегин» Чайковского (партия Ленского).

Игорь Морозов — лауреат международных конкурсов, Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», обладатель премии Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве», финалист в номинации «Вокалист года» Российской национальной музыкальной премии 2016 года.

Константин Шушаков

Родился в 1984 году в Удмуртской Республике. В 2002 году поступил в Ижевское музыкальное училище по классу академического вокала. Закончив два курса училища, в 2004 году поступил в РАТИ (ГИТИС) на факультет музыкального театра в класс Г.П. Ансимова (класс вокала Ю. С. Удалова). Закончил Академию в 2009 году.

С октября 2009 года по июль 2011 года — артист Молодежной оперной программы Большого театра России. На сцене театра дебютировал в партии Шонара («Богема» Пуччини) под управлением Антонелло Аллеманди. В январе 2011 года исполнил партию Данкайра в «Кармен» Бизе на сцене Большого театра под управлением французского дирижера Эммануэля Жоэль-Орнака. В феврале 2011 году певец принял участие в концерте Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева, исполнив соло в «Немецком реквиеме» Брамса; в апреле 2011 года — сольную партию в Stabat Mater Гайдна с оркестром Musica Viva под управлением Александра Рудина. В апреле 2011 года стажировался в Молодежной программе в Вашингтонской национальной опере. В мае 2011 года Константин стал лауреатом V премии и Приза муниципалитета Брюсселя на Международном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе и принял участие в концертах лауреатов в различных городах Бельгии. В июле 2011 года певец стал лауреатом II премии Международного конкурса вокалистов Operalia, прошедшего в Москве по инициативе Пласидо Доминго.

В сезоне 2011/12 Константин Шушаков дебютировал в Большом театре в партиях Папагено («Волшебная флейта» Моцарта, дирижер Кристофер Мулдс), Щелкалова («Борис Годунов» Мусоргского, дирижер Василий Синайский) и Панталона («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, дирижер Алан Бурибаев). В мае 2012 года впервые исполнил в Большом театре партию Елецкого в спектакле «Пиковая дама» Чайковского под управлением Василия Синайского. С сентября 2012 года — солист Большого театра России; в числе партий, исполненных им на сцене театра также — Марулло («Риголетто» Верди), Моралес («Кармен» Бизе), Гульельмо («Так поступают все» Моцарта), Роберт («Иоланта» Чайковского); певец также принял участие в постановке оперы «Дитя и волшебство» Равеля, концертных исполнениях опер «Мария Стюарт» и «Анна Болейн» Доницетти в Концертном зале им. П.И. Чайковского (дирижер Джулиан Рейнольдс). В мае 2013 года дебютировал в партии Онегина («Евгений Онегин» Чайковского) на сцене оперного театра в Мариборе (Словения) под руководством Бенджамина Пьоннье; летом того же года принял участие в летней Академии молодых певцов на фестивале в Экс-ан-Провансе (Франция). Летом 2014 года дебютировал на сцене миланского театра La Scala в опере Моцарта «Так поступают все». В сезоне 2014/15 дебютировал в партии Графа в новой постановке оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта (режиссер Евгений Писарев, дирижер Уильям Лэйси), а также в партии Онегина на сцене оперного театра Сан-Паулу (Бразилия). Участвовал в спектаклях и концертах Пермского театра оперы и балета (Марсель в «Богеме» Пуччини, Граф в «Свадьбе Фигаро» Моцарта) под управлением Теодора Курентзиса. В планах певца — участие в постановке оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова в Королевском театре La Monnaie, дебют в партии Форда («Фальстаф» Верди) на сцене Женевской оперы.

Симоне Альбергини

Уроженец Болоньи, Симоне Альбергини за прошедшие десятилетия стал одним из самых востребованных исполнителей Европы в моцартовско-россиниевском репертуаре. Его дебют состоялся в1993 году насцене Teatro Regio вТурине вопере «Капулетти и Монтекки» Беллини. В1994-м он победил на Международном конкурсе Operalia, основанном Пласидо Доминго, и с тех пор регулярно сотрудничает сведущими оперными театрами Европы и США — в их числе Metropolitan Opera в Нью-Йорке, Опера Лос-Анджелеса, миланский театр La Scala, Венская государственная опера, Римская опера, флорентийский Maggio Musicale, венецианский театр La Fenice, неаполитанский театр San Carlo. Он работал с такими дирижерами, как Риккардо Шайи, Владимир Юровский, Джеймс Конлон, Зубин Мета, Риккардо Мути, Сейджи Озава, Майкл Тилсон Томас, Тьерри Фишер, Альберто Дзедда, Никола Луизотти, Риккардо Фрицца, Антонелло Аллеманди и многими другими.

Симоне Альбергини — постоянный участник оперного Россиниевского фестиваля вПезаро (Италия), фестиваля имени Моцарта в Ла-Корунье (Испания), фестиваля «Неделя музыки» в Стрезе (Италия). В2012 году Альбергини выступил в своих коронных партиях: Дон Жуана— воФранкфуртской опере и в Оперном театре Савоны (Италия), Фигаро — в Оперном театре Колорадо в Денвере (США), графа Альмавивы— в TeatroComunale вБолонье (Италия), атакже впартии Дандини в современной телевизионной версии россиниевской «Золушки» — «Золушка. Сказка в прямом эфире» (режиссер Карло Вердоне, дирижер Джанлуиджи Джельметти). Сезон 2012/13 отмечен новыми работами в Gran Teatredel Liceu в Барселоне (Дулькамара, «Любовный напиток» Доницетти), в Teatro Regio в Турине (Марсель, «Богема» Пуччини и Дулькамара), в Цюрихской опере (Эскамильо, «Кармен» Бизе), в Teatro Donizetti в Бергамо (Карденио, «Безумный на острове Сан-Доминго» Доницетти), в Национальной опере Вашингтона (Белькоре, «Любовный напиток» Доницетти). Сотрудничающий на протяжении многих лет с Теодором Курентзисом, певец выступал под руководством дирижера в постановках опер Моцарта «Свадьба Фигаро» (Новосибирский театр оперы и балета, 2007) и «Дон Жуан» (концертное исполнение оперы в Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве, 2006; Пермский государственный театр оперы и балета, 2014).

Марко Замбелли

Марко Замбелли родился в Генуе, обучался в Генуэзской консерватории им. Никколо Паганини по классу органа и клавесина. После нескольких лет исполнительской деятельности Марко Замбелли начал работать как хоровой дирижер и в 1988 году возглавил Детский хор Грасса (Швейцария), а затем стал главным хормейстером Лионской оперы. Будучи в Лионе он ассистировал Джону Элиоту Гардинеру при постановках опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Беатрис и Бенедикт» Берлиоза, «Ромео и Джульетта» Гуно и «Диалоги кармелиток» Пуленка. Он также работал ассистентом таких дирижеров, как Эммануил Кривин, Нэвилл Мэрринер, Бруно Кампанелла.

Как оперный дирижер Марко Замбелли дебютировал в 1994 году в оперном театре Мессины, после чего получил приглашения работать в театрах Кальяри, Сассари, Болоньи (Италия), Кобленца (Германия), Лидса (Великобритания), Тенерифе (Испания). Он также интенсивно работал с такими симфоническими оркестрами, как Лондонский филармонический, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Национальный оркестр BBC в Уэльсе. Среди важнейших ангажементов Марко Замбелли последних лет можно назвать оперы «Луиза Миллер» Верди и «Танкред» Россини в неаполитанском театре San Carlo, «Дон Карлос» Верди в Опере Миннесоты, «Травиата» Верди в венецианском La Fenice, «Норма» Беллини в Опере Цинциннати, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти в Опере Ниццы, «Манон Леско» Пуччини в Национальном театре Праги, «Итальянка в Алжире» Россини и «Турандот» Пуччини в Опере Тулона, «Так поступают все» Моцарта в пармском Teatro Regio, «Катерина Корнаро» Доницетти в Нидерландской опере, «Тоска» Пуччини в оперном театра Лас-Пальмаса. Он также неоднократно дирижировал сольными концертами таких прославленных исполнителей, как Роландо Виллазон, Суми Йо, Мария Байо, Анник Массис, Грегори Кунде, Эрмонела Яхо, Марина Поплавская. Весной 2012 года Марко Замбелли дирижировал постановкой оперы «Турандот» в женевской GrandOpera, в марте 2014 года состоялся его дебют в Национальном театре Сеула («Дон Жуан» Моцарта).

Гаэтано Доницетти

Доменико Гаэтано Мариа Доницетти (29 ноября 1797, Бергамо, Ломбардия — 8 апреля 1848) — итальянский композитор.

Родители Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником.

Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но скоро нашёл настоящее своё призвание. Первые его оперы — «Энрико, граф Бургундский» и «Ливонский плотник» (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.

После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере «Дон Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. Для Вены Доницетти написал в то же время «Линду». Его последние оперы — «Мария ди Роган», «Катарина Корнаро» (1844) — не имели успеха. Сильное нервное расстройство было причиной его смерти.

В течение 26-летней композиторской деятельности Доницетти написал 64 оперы, много кантат, месс, псалмов и пр. Способность к быстрому сочинению была у Доницетти поразительная. Нормальному развитию его дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это, его лучшие оперы принадлежат к шедеврам оперного искусства: «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка», «Дон Паскуале» и др. Главные достоинства опер Доницетти — вдохновенные мелодии и драматическое чувство.

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных симфонических оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. Свидетельство тому — горячий приём публики, неизменно сопровождающий выступления коллектива, и восторженные отклики журналистов и критиков.

Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, а в 1953 году вошёл в штат Московской филармонии. Художественный облик и исполнительская манера коллектива формировались под руководством прославленных отечественных дирижёров. Первым художественным руководителем и главным дирижёром коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. под руководством Натана Рахлина за коллективом закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени П.И. Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна, а затем, в 1960 году, первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США. Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии 16 лет (1960–1976). В 1973 году оркестру было присвоено почётное звание «академический». В дальнейшем Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии руководили Дмитрий Китаенко (1976–1990), Василий Синайский (1991–1996), Марк Эрмлер (1996–1998).

Коллектив выступал под управлением лучших дирижёров мира, среди которых Герман Абендрот, Курт Зандерлинг, Андре Клюитанс, Лорин Маазель, Игорь Маркевич, Зубин Мета, Шарль Мюнш и многие другие, а также крупнейших композиторов: Игоря Стравинского, Бенджамина Бриттена, Кшиштофа Пендерецкого. С филармоническим оркестром связан единственный дирижёрский опыт Святослава Рихтера.

С оркестром Московской филармонии играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX — начала XXI вв.: Артуро Бенедетти Микеланджели, Эмиль Гилельс, Гленн Гульд, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Артур Рубинштейн, Исаак Стерн, Наум Штаркман; Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Маурицио Поллини.

В 1998 году оркестр возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. «Такой оркестровой музыки в этом зале давно не звучало — живописно-зримой, строго выверенной драматургически, насыщенной тончайшими оттенками чувств… Знаменитый оркестр предстал преображённым, чутко воспринимающим каждое движение Юрия Симонова», — такие отзывы можно было прочесть в прессе спустя всего лишь год после начала совместной работы дирижёра и оркестра.

Маэстро Симонов и оркестр Московской филармонии часто выступают в России (за последние десять лет они дали концерты в 38 городах), участвуют в престижных музыкальных форумах. В первой половине сезона 2017/18 оркестр выступит в Челябинске и Снежинске, совершит гастроли в Южной Корее и Гонконге, примет участие в XVIII Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик».

Одним из приоритетов оркестра Московской филармонии является работа с новым поколением музыкантов. В рамках абонемента «Звезды XXI века» прославленный коллектив сотрудничает с одарёнными солистами, начинающими путь на большую сцену, а также приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

Деятельность дирижёра и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звёзд российского театра и кино. Среди них — Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принёс маэстро Симонову звание лауреата Премии мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и Академический симфонический оркестр Московской филармонии стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижёр и оркестр».

Под руководством Юрия Симонова оркестр с огромным успехом гастролирует по всему миру, будучи желанным гостем в самых престижных залах Европы, Азии, Северной Америки. «Гастроли Симфонического оркестра Московской филармонии, кроме прочего, постоянно вызывают в памяти те времена, когда некоторые дирижёры буквально царствовали над музыкальными коллективами, а известнейшие оркестры мира имели в своем арсенале неизменный идеал звука… Почти необъятный объём медных и пленительные переливы смычковых заставляли всех снова и снова изумляться», — писала о выступлениях оркестра франкфуртская Allgemeine Zeitung. Комментатор американской The New York World–Telegram & Sun отметил: «Это было потрясающе. И музыка, и исполнение. Оркестр продемонстрировал чудеса виртуозности».

Известный британский музыкальный критик Дэвид Ферриби высказался об одном из концертов оркестра во время гастролей весной 2014 года как о «сенсационном вечере, во время которого мы наслаждались Московским филармоническим оркестром… Аутентично русский звук: насыщенное vibrato струнных, дерзкие медные, деликатные деревянные духовые, соблазнительные арфы и подавляющий массив ударных… Как результат — захватывающее звучание всех групп оркестра…»

В последние годы с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юджа Ванг, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Суми Йо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Николай Луганский, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижёры Лучано Акочелла, Семён Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Владимир Понькин, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.

Оркестр записал более 350 пластинок и компакт-дисков, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи.

Академический Большой хор

Академический Большой хор создан в 1928 году; его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. Впоследствии коллективом руководили выдающиеся музыканты — Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. За неполный век хором исполнено более 5000 сочинений отечественных и зарубежных композиторов — опер, ораторий, кантат, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие записи хора вошли в золотой фонд отечественной музыки, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова и других композиторов.

С Большим хором работали дирижеры Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Гельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнев, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анжела Георгиу и многие другие. Хор выступал в лучших залах России, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии. «Мастера хорового пения» гастролируют по всей России, в том числе на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 2005 году на должность художественного руководителя Академического Большого хора, получившего к этому моменту название «Мастера хорового пения», был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Название «Мастера хорового пения» предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

Хор принимал участие в «Международном осеннем хоровом фестивале имени профессора Б.Г. Тевлина» (2012-2014), фестивалях «К 80-летию Родиона Щедрина» (2012), «Дню Победы посвящается» (2013), «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» (2014-2015). На сцене Большого зала консерватории под управлением Льва Конторовича исполнялись Реквием Верди, Месса си минор Баха (с Национальным филармоническим оркестром России), «Маленькая торжественная месса» Россини (2014), русская литургия «Запечатленный ангел» Щедрина (2015), был проведен Юбилейный фестиваль «85 лет Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и другие проекты.

Коллектив — постоянный участник Московского Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители Владимир Спиваков и митрополит Иларион) и Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна