Фестиваль «Виртуозы гитары». Жереми Жув, Артём Дервоед, Борис Березовский

Фестиваль «Виртуозы гитары». Жереми Жув, Артём Дервоед, Борис Березовский

Год выхода:
2017

Жереми Жув

Родился в 1979 году в Шамбери (Франция), начал играть на гитаре в 7 лет. В возрасте 10 лет дебютировал на сцене с Оркестром Шамбери, исполнив концерт Вивальди в Кафедральном соборе Шамбери. В 13 лет победил на конкурсе юных музыкантов, организованном консерваторией Гренобля. Учился в Высшей школе музыки в Париже у Альберто Понсе, затем в Парижской национальной консерватории у Ролана Дьенса. Там же изучал камерную музыку под руководством гобоиста Ласло Хадади – солиста знаменитого ансамбля Intercontemporain.

В 16 лет совершил первый тур по Европе. В 23 года получил I приз на международном конкурсе в Тыхы (Польша), в 24 победил на международном конкурсе GFA (Гитарный фонд Америки) в Мехико. Ее результатом стали пятимесячный гастрольный тур по Северной Америке и первый сольный CD (2004). За ним последовали еще два диска, посвященные произведениям для гитары соло Хоакина Родриго (вышли на лейбле Naxos).

В дискографии музыканта также DVD c записью сольного концерта (2009) и диск Traveling Sonata (европейская музыка для флейты и гитары), записанный в дуэте с флейтисткой Вивианой Гузман и в 2014 году номинированный на «Грэмми». В 2015 году вышел альбом Жува Cavalcada – плод сотрудничества с композитором и мультиинструменталистом Матиасом Дюплесси, обозначающий новое направление в творчестве гитариста. Композиции на этом диске являются образцами стиля music without borders – музыки без границ.

Жув выступает в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии. Участник фестивалей в Германии, Франции, Мексике и других странах. Неоднократно выступал в России: на II Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» и на III Международном конкурсе-фестивале имени Хорева в Санкт-Петербурге. Исполняет сочинения современных композиторов, в частности специально написанные для него. Среди увлечений – джаз, индийская классическая музыка и электрическая гитара.

Артём Дервоед

Родился в 1981 году в Ростове-на-Дону. Его первыми педагогами были Сергей Анников, Елена Светозарова и Леонид Резник. Получил образование в Музыкальном колледже имени Шнитке и Российской академии музыки имени Гнесиных, где учился у профессора Николая Комолятова. Совершенствовал мастерство в Академии «Киджиана» (Сиена, Италия) у Оскара Гильи – ученика Андреса Сеговии – и в Гитарной академии Кобленца (Германия) у Аниелло Дезидерио. В период учебы награждался стипендией Правительства РФ, был стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и фонда «Русское исполнительское искусство».

Лауреат 37 международных конкурсов (в России, США, Испании, Италии, Португалии, Франции, Греции, Бельгии, Германии, Австрии, Сингапуре, Тайване, Японии, Израиле), на 16 из которых завоевал первую премию. Удостоен приза «Золотая гитара» и звания «Молодая надежда года» Международной гитарной конвенции в Алессандрии (Италия). Первый россиянин, победивший на конкурсе имени Микеле Питталуги в Алессандрии (Италия, 2006) и на конкурсе Её Королевского Высочества принцессы Кристины (Испания, 2009). В 2013 году, победив на Международном конкурсе гитаристов имени Александра Фраучи, объявил о завершении конкурсной карьеры.

В 2007 году записал в Канаде дебютный диск с сочинениями русских композиторов на лейбле Naxos. В 2009 году в Мадриде записал свой второй альбом с музыкой Лео Брауэра, посвященный 70-летию выдающегося кубинского музыканта. В 2015 году фирма «Мелодия» выпустила третий диск Дервоеда с произведениями испанских композиторов «Призраки и тени. Музыка Испании», ставший первым альбомом музыки для классической гитары в новой истории лейбла. Диск был номинирован на международную премию в области классической музыки International Classical Music Awards 2016 (ICMA) в категории «Сольное исполнение».

Сотрудничает с Российским национальным оркестром, ГАСО имени Евгения Светланова, НФОР, оркестрами «Новая Россия», «Русская филармония», ГСО республики Татарстан, УАФО, Берлинской штаатскапеллой, Филармоническим оркестром Буффало, Римским филармоническим оркестром, Государственным оркестром Рейнской филармонии, оркестром «Беер-Шевская Симфониетта» (Израиль), Государственным академическим камерным оркестром России, Московским камерным оркестром Musica Viva, Кельнской синфониеттой, ансамблем Del Arte и Дортмундским камерным оркестром «Амадеус» (Германия); с оркестрами русских народных инструментов имени Осипова, Академическим оркестром русских народных инструментов ВГТРК и многими другими. Наряду с исполнением сольных программ, уделяет большое внимание камерной музыке, играя в ансамблях с пианистами, скрипачами, альтистами, виолончелистами, квартетами, вокалистами, исполнителями на бандонеоне.

Среди наиболее важных выступлений последних лет: дебют на VI Большом фестивале РНО (2014) с мировой премьерой Концерта Паганини - Госса, осуществленной с РНО под управлением Михаила Плетнева. В марте 2016 года на XI фестивале «Виртуозы гитары» музыкант исполнил собственное переложение Скрипичного концерта с ГАСО под управлением Фабио Мастранжело. В сентябре 2016 года принял участие в концерте «Музыка Митрополита Илариона» в Большом зале консерватории, исполнив «Песни о смерти» на стихи Федерико Гарсиа Лорки.

Cооснователь и художественный руководитель Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары», который c 2006 года ежегодно проходит в Концертном зале имени Чайковского. Основатель и художественный руководитель Фестиваля камерной гитарной музыки имени Александра Пономарчука «Золотые грифы» и куратор направления «Классическая гитара» в Башмет-центре (Москва). Играет на струнах фирмы D’Addario, первый российский исполнитель на классической гитаре, ставший артистом компании Yamaha Music Russia.

С 2005 года преподает классическую гитару в Московском институте культуры, с 2011 года – в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Борис Березовский

Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира. Его искусство отличается виртуозностью, совершенным звуком с богатым спектром динамических оттенков, репертуарным разнообразием. Родился в Москве в 1969 году. Учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 завоевал IV премию конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания). После блестящего дебюта в лондонском Уигмор-холле в 1988 году газета The Times охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста». Подтверждением тому стали I премия и Золотая медаль на IX Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, завоеванные Березовским в 1990 году.

С этого момента разворачивается международная карьера пианиста. Он выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Нью-Йоркский филармонический и Филадельфийский, лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Резиденц-оркестр Гааги и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и амстердамский Консертгебау, Национальный оркестр Франции, Симфонические оркестры Бирмингема и Сиднея, филармонические оркестры Роттердама, Мюнхена, Осло, Берлина, Российский национальный, Уральский академический филармонический (УАФО), Новый Японский филармонический оркестр и другие. Партнерами Березовского были Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников и многие другие известные дирижеры.

Сольные концерты Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройал-фестивал-холл, Театр Елисейских полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, зал «Мегарон» в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени Чайковского. Среди партнеров Березовского по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.

В обширной дискографии Березовского – около 40 CD и DVD. На лейбле Teldec пианист записал произведения Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. На лейбле Mirare – все Прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с УАФО под управлением Дмитрия Лисса) и сочинения Рахманинова для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Березовский – обладатель многих премий в области звукозаписи. Его записи сочинений Равеля, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова, Хиндемита, Шопена, Сен-Санса удостоены премий Diapason d'Or, EchoKlassik, CHOC, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году Березовский был удостоен премии BBC Music Magazine.

Пианист – участник крупнейших международных музыкальных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. По инициативе Березовского в городах России (Москва, Екатеринбург, Владимир) с 2006 по 2011 гг. проходил «Метнер-фестиваль». Пианист активно концертирует в России: в Оренбурге, Новосибирске, Белгороде и многих других городах, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого сам музыкант определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016). «У меня возникло желание создать несколько концертов, посвященных влиянию фольклора на классику, – объяснял пианист. – Ведь многие гениальные русские композиторы вдохновлялись фольклором, любили его и обожали. Я думаю, что тема огромная, и хватит фестивалей на сорок, не меньше. Уж на мою жизнь точно хватит». В сентябре 2015 Березовский участвовал в I фестивале «Безумные дни в Екатеринбурге».

Летом 2015 года Березовский был членом жюри состязания пианистов на XV международном конкурсе имени Чайковского. На телеканале «Россия – Культура» он вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет. Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). В 2015 удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство». В июле 2016 удостоен звания Заслуженный артист РФ. Носит звание Steinway Artist.

Хоакин Родриго

Хоакин Родриго Видре (22 ноября 1901, Сагунто — 6 июля 1999, Мадрид) — испанский композитор, один из крупнейших деятелей испанской музыки XX века.

В три года, переболев дифтерией, Родриго полностью ослеп. Обучался композиции у Франсиско Антича в Валенсии, в 1927 году уехал в Париж, где учился в Нормальной школе музыки у Поля Дюка. В 1933 году в Валенсии женился на турецкой пианистке Виктории Камхи, после чего вновь вернулся в Париж, где продолжил образование в Консерватории и в Сорбонне. Вплоть до окончания гражданской войны в Испании в 1939 году Родриго жил и работал во Франции и Германии.

В 1940 году состоялась премьера Аранхуэсского концерта Родриго для гитары с оркестром, принесшего ему большую известность. Музыкальные критики стали говорить о нём как об одном из крупнейших музыкантов Испании. В последующие годы Родриго много сочинял, а также вёл активную деятельность как музыкальный критик, сотрудничая с музыкальными газетами и журналами, работал на радио и в Испанской национальной организации незрячих. В 1947 он получил место председателя департамента музыки в Мадридском университете Комплутенсе, а три года спустя был избран в Академию изящных искусств Сан-Фернандо.

Композитор много гастролировал по Испании, Европе, Америке и Японии, давая мастер-классы и концерты, проводя фестивали собственной музыки (1949 — Аргентина, 1953 и 1972 — Турция, 1973 — Япония, 1975 — Мексика, 1986 — Великобритания). Родриго — обладатель Большого креста Альфонса X (1953), Ордена Почётного легиона (1963), степени доктора в Саламанкском, Южно-Калифорнийском, Валенсийском и Мадридском университетах, член Бельгийской Академии наук и других почётных степеней, званий и наград. В 1991 году широко отмечалось 90-летие композитора. Король Хуан Карлос I присвоил ему титул Маркиза садов Аранхуэса.

Во второй половине XX века Родриго играл в музыкальной жизни Испании важную роль, подобно Мануэлю де Фалье — в первой. Как и де Фалья, Родриго сочинял свои произведения, ориентируясь не на основные течения в европейской музыке того времени, а на традиции испанского классического и романтического искусства. Среди 170 работ композитора — 11 концертов, многочисленные оркестровые и хоровые произведения, песни и романсы, сочинения для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам и др. Сборник критических работ Родриго, вышедший в 1999 году, демонстрирует его глубокие познания в области музыкального искусства.

Наиболее известны сочинения Родриго для гитары, входящие в репертуар ведущих мировых исполнителей: Аранхуэсский концерт, «Фантазия для джентльмена», Концерт-мадригал и др.

Франц Шуберт

Франц Петер Шуберт (31 января 1797, Лихтенталь, Австрия — 19 ноября 1828, Вена) — великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний (в том числе знаменитой «Неоконченной симфонии»), а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале (сейчас Альзергрунд), небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Отец его происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт — придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 году, Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 года. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды» В честь Шуберта назван кратер на Меркурии.

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной» . Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Рыбачка», «У моря») . Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Форель» (часто также называется «Forellenquintett», «Форельный»), большой симфонии до мажор и незавершённой симфонии си минор Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война» . Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно. В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Вейгеля, «Медея» Керубини, «Иоанн Парижский» Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).

Исаак Альбенис

Исаак Альбенис (29 мая 1860, Кампродон, Херона, Испания — 18 мая 1909, Камбо-ле-Бен, Атлантические Пиренеи, Франция) — испанский композитор и пианист сефардского происхождения, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы.

В четыре года юный Исаак впервые публично выступил в Барселоне, а уже в десять лет он разъезжал с сольными концертами по всей Испании. Обучался в Барселоне (Э. Компта, Х. Пухоль — фортепиано), Брюсселе (Л. Брассен — фортепиано, Ф. Геварт — композиция), Будапеште (Ф. Лист — фортепиано в 1878-79 гг.), Мадриде (Ф. Педрель — композиция). Концертировал во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. Был близок к «поколению 98 года».

В 1890 покидает Испанию и едет в Лондон, но в 1892 г. возвращается обратно. С 1893 или 1894 жил в Париже. В 1897-1898 Исаак Альбенис занимался в «Схола канторум» (второй парижской консерватории) у крупнейших музыкантов Франции — Венсана д'Энди, Габриэля Форе. Знакомство с Клодом Дебюсси оказало влияние на его поздние сочинения. Дебюсси так оценил творчество Альбениса: «Никогда музыка не достигала такого многогранного, красочного восприятия; глаза закрываются как будто от созерцания слишком большого количества картин».

Поворотным моментом в творческом пути стало обращение Альбениса к испанскому фольклору — «золотым россыпям народного искусства», по словам композитора. В последние годы жизни он возглавлял новое направление испанской музыки — так называемое Ренасимьенто. Фортепианные сочинения (всего около 300) — лучшая часть наследия композитора. В этих произведениях соединены традиции народных песенно-танцевальных жанров различных областей Испании (хота, сегидилья, сортсико, малагенья и др.) и музыкальной классики. Среди наиболее известных сочинений: «Испанская сюита» (1886), циклы пьес «Испания» (1890), «Два испанских танца», «Испанские напевы», «Иберия» (1905-09), «Наварра» (завершена французским композитором Деода де Севераком), симфоническая сюита «Каталония» (1899). Среди других сочинений Альбениса: сарсуэлы — «Святой Антоний» (1894, театр «Аполо», Мадрид), «Пепита Хименес» (1896, театр «Лисео», Барселона); опера «Генри Клиффорд» (1895, театр «Лисео», Барселона), романсы и многое другое.

Умер в 1909 от хронического нефрита. Похоронен на кладбище Монжуик в Барселоне.

Сесилия Саркози, вторая жена французского президента Николя Саркози, является правнучкой композитора.

Мануэль де Фалья

Мануэль де Фалья 23 ноября 1876, Кадис — 14 ноября 1946, Альта-Грасиа, Аргентина) — испанский композитор, пианист, музыковед.

Первые уроки музыки получил у матери-пианистки, уроженки Каталонии (отец был родом из Валенсии).

Увлекался литературой, в пятнадцать лет стал основателем двух литературных журналов. В 1893, услышав на концерте в Кадисе музыку Грига, решил стать композитором. В 1896 поступил в Мадридскую консерваторию. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей испанского культурного возрождения, он привил Фалье любовь к музыкальному фольклору (фламенко).

С 1907 по 1914 Фалья жил в Париже, познакомился с Дебюсси, Равелем, Полем Дюка, Альбенисом, Пикассо. Испытал воздействие музыкального импрессионизма.

В 1919 переехал из Мадрида в Гранаду, сблизился с Лоркой и его друзьями.

После поражения Республики с 1939 жил в Аргентине, где и скончался. В 1947 его прах был перевезен в Кадис и захоронен в крипте местного собора.

Никита Арнольдович Кошкин (род. 28 февраля 1956, Москва) — российский классический гитарист, композитор.

Родился в Москве 28 февраля 1956 года. Учиться играть на гитаре начал в 1970 году в ДШИ № 28 у Владимира Борисовича Капкаева (сын Бориса Капкаева, ученика Агафошина П. С.).

В 1973 году, окончив музыкальную школу экстерном, поступил в музыкальное училище им. Октябрьской революции. Окончил училище в 1977 году. Педагоги: по классу гитары — Еманов Георгий Иванович, по дирижированию — Подуровский Виктор Михайлович, по композиции — Егоров Виктор Иванович.

С 1977 по 1980 годы — преподавал в ДМШ № 28 и в ДШИ № 1.

В 1980 году Кошкин поступил в институт им. Гнесиных, который окончил в 1985 году. Педагоги: по гитаре — Александр Фраучи, по дирижированию — Чистяков Вячеслав Валериевич, по композиции — сначала Литинский Г. И., потом Пейко Н. И. и Чернов. С 1983 Кошкин преподаёт в училище им. Октябрьской революции (впоследствии — Московский институт музыки им. Альфреда Шнитке).

Н. А. Кошкин активно работал в секции гитаристов при Московском хоровом обществе. Постоянный участник концертов секции. Часто выступал в дуэте с Александром Мартыновым (ныне Заслуженным артистом России). После скоропостижной кончины А. И. Савельева Кошкин отошёл от работы в секции. Выступал с сольными концертами в гитарных абонементах филармонии.

С 1987 года — солист Москонцерта. Объездил с гастролями всю Россию вплоть до Дальнего Востока. В программу концертов всегда включались собственные произведения Кошкина для гитары. С 1990 года играет только свои сочинения.

Никита Кошкин

Премьера музыки Кошкина в Европе состоялась в 1978 году в Лондоне. Исполнена пьеса «Падение Птиц» (Andante quasi Passacaglia e Toccata). Исполнил гитарист Владимир Микулка (Чехословакия). В 1980 году в Париже он же исполнил впервые в Европе сюиту «Игрушки Принца», признанную по опросу журнала «Classical Guitar» самым значительным событием восьмидесятых годов.

Музыка Кошкина сначала печатается в издательстве «Советский композитор». Однако, после интервью газете «Московский комсомолец», в котором Кошкин подверг критике работу отечественных музыкальных издательств, его произведения, готовые к печати, были исключены из плана, а сам автор стал «персоной нон грата» для советских издателей. С этого момента его сочинения издаются только за рубежом. Среди издателей — Gendai Guitar (Токио. Япония), Editions Lemoine (Париж. Франция), Chorus (Хельсинки. Финляндия), Edition Orphee (Колумбус. США), Edition Margaux (Берлин. Германия), Cambridge Music Works (Кембридж. Англия), Corda Music Publications, Aston Music (Великобритания), Papagrigoreou-Nakas (Афины. Греция), Doberman-Yppan (Канада), AMA Verlag (Германия).

В 1989 году состоялся европейский дебют Кошкина авторским концертом в зале Концертгебау в Амстердаме (Нидерланды). С этого момента начинается период активных зарубежных гастролей артиста, продолжавщийся по 2001 год. Кошкин объездил с концертами всю Европу, а также совершил несколько длительных турне по Соединённым Штатам Америки и Южной Африке. Выступал в самых престижных концертных залах, таких как Концертгебау (Амстердам), Мегарон (Афины), зал Берлинской филармонии. 5 ноября 1996 года состоялся сольный авторский концерт Никиты Кошкина в Концертном зале им. Чайковского в Москве. На следующий год Кошкин выступил в том же зале, но в дуэте с греческой гитаристкой Еленой Папандрэу.

В марте 2000 года Кошкин был приглашён дать концерт в зале Нобелевского института в Осло, в том самом зале, в котором вручается Нобелевская премия мира.

Никита Кошкин принимал участие во множестве фестивалей, как в России, так и за рубежом. Постоянный участник фестиваля (с первого 1982 года) и председатель жюри конкурса в Белгороде. Также член жюри конкурсов в Воронеже, «Кубок Севера» (Череповец), Всероссийского (Тверь. 2001), Филлипос-Накас и Патрас (Греция), Жоры (Польша), GFA — Ла Хойа и Чарльстон (США). С 1999 года в местечке Руст в Австрии проводился ежегодный международный конкурс им. Никиты Кошкина. Победителем первого стал Марко Диас Тамайо (Куба), второго — Томонори Араи (Япония), третьего — Горан Кривокапич (Сербия). Кошкин преподавал гитару на летней творческой школе для одарённых детей Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Владивосток).

В 2007 году Кошкин участвовал в конкурсе Гитар Арт в Сербии (Белград), получил приглашение войти в состав жюри самых престижных европейских конкурсов — Конкурса Хоакина Родриго (Мадрид, Испания) и «Весна гитары» (Шарлеруа, Бельгия).

Кошкин работает над созданием педагогического репертуара. Ему принадлежат циклы пьес для учащихся музыкальных школ: «Маскарад» (24 пьесы) и «Шесть струн» (сюита в шести частях) — изданы в 1987 году Editions Henry Lemoine, Paris, France; «С днём рождения!» (24 пьесы) — издан в 1995 году Edition Margaux, Berlin, Germany; «Da Capo» (24 пьесы) — издан в 2000 году Edition Orphee, Columbus, USA. В 2006 году закончен новый цикл для детей «Nominativus Singularis». В этом же году он вышел в издательстве Henry Lemoine, Paris, France.

Кошкин часто выступал в дуэтах с другими музыкантами. Среди них Франк Кунц (США), Елена Папандреу (Греция), Ральф Винкельман (Германия), Владимир Микулка (Чехия), Оливье Шассен (Франция), Урош Дойчинович (Сербия), Карлос Молина (Куба).

Статьи Кошкина печатались в журналах «Classical Guitar», «Guitar International», «Soundboard», «Gitarre & Laute».

В декабре 2010 года в Индии проходил первый в стране международный гитарный фестиваль и конкурс имени Никиты Кошкина. Форум собрал очень представительный состав гостей со всех уголков света: поляк Марчин Дылла, француз Габриэль Бианко, босниец Денис Азабагич, финн Петри Кумела, швед Йоханнес Мёллер, чех Павел Штайдл и др. Россию на фестивале представляла Ася Селютина. Программа её выступления целиком состояла из сочинений для гитары Никиты Кошкина. Во втором отделении концерта слушателей ждала мировая премьера: впервые прозвучали восемь прелюдий и фуг из цикла Кошкина «24 прелюдии и фуги для гитары соло». Жюри конкурса возглавил Никита Кошкин. Уровень соревнования оказался очень высоким. Лауреатами стали Андраш Чаки (Венгрия) — I премия, Марк Топчий (Украина) — II премия, Санел Реджич (Босния) — III премия. Специальные призы были распределены следующим образом: Владимир Горбач (Россия) — лучший европейский гитарист, Алексей Хорев (Россия-Франция) — лучшее исполнение сочинений Кошкина, Самуэль Клемке (Германия) — лучшее исполнение азиатского композитора, Ти Ту Ле (Вьетнам) — лучшая азиатская гитаристка.

Музыка Кошкина входит в репертуар многих гитаристов мира, среди которых Джон Вильямс, Владимир Микулка, Елена Папандрэу, Дмитрий Илларионов, Александр Мартынов, Аллан Нив, Рикардо Кобо, Лора Янг, Саймон Динниган, Мария Изабель Сиверс, Крэйг Огден, Антигони Гони, Стэйн-Эрик Ульсен, Энди Митчелл, Владислав Блаха, Майкл Партингтон, Фогараши Бела, Флавио Сала, Артём Дервоед, братья Ассад, гитарный дуэт Эден-Стелл, Загребское и Амстердамское гитарные трио, гитарный квартет Джорджии и другие.

В 1986 году на Всероссийском конкурсе в Туле обязательным произведением для гитаристов был отобран «Ашер-вальс» Никиты Кошкина. Для конкурсов в Воронеже были написаны пьесы «С днём рождения», Марионетка, «Они идут!», Юмореска, Элегия, Вальс. В 1987 году, по заказу фестиваля в Торонто (Канада), Кошкиным написана рапсодия для гитары «Ойме», которую исполнил Владимир Микулка. Для Всероссийского конкурса в Твери в феврале 2001 года отобрана пьеса Кошкина «Пан». В 2004 году Кошкин написал обязательную пьесу "Интродукция и Виваче" для конкурса GFA в США.

В 1987 году Кошкин выигрывает международный конкурс композиторов на лучшее сочинение для гитары, проходивший в рамках гитарного фестиваля в городе Эстергоме (Венгрия).

В 1995 году состоялся Московский Международный Гитарный фестиваль и конкурс. В программу конкурса были включены сочинения Кошкина. Сам автор возглавил международное жюри, в которое вошли Николай Комолятов, Анастасия Бардина, Александр Мартынов, Вадим Кузнецов, Крис Килвингтон и Лоррейн Иствуд (Англия), Мария Эстер Гузман (Испания), Оливье Шассен (Франция), Ханс Вильгельм Кауфман (Германия), Владимир Микулка (Чехия). Лауреатами конкурса стали Александр Ренгач (Киев) и Евгений Финкельштейн (Москва), дипломы получили Алексей Хорев (Санкт-Петербург) и Владимир Карраско (Чили).

4 февраля 2006 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялась премьера гитарного квинтета Никиты Кошкина. Сочинение исполнили Дмитрий Илларионов (гитара), Роман Минц (скрипка), Ася Соршнева (скрипка), Илья Гофман (альт) и Борис Андрианов (виолончель). А 27 марта того же года в Афинах состоялась премьера концерта «Мегарон» Никиты Кошкина для гитары и струнного оркестра. Позднее концерт прозвучал в Турции, а в мае 2006 года в зале «Atheneum» в Бухаресте (Румыния). Его исполнили Елена Папандреу (гитара) и струнный оркестр KAMERATA. Дирижировал Александрос Мират. А в декабре в Московском Доме Музыки была исполнена 'Fantasia Concertante' Фернандо Сора — Никиты Кошкина, необыкновенное сочинение для гитары и струнного оркестра, своеобразная дань почтения Кошкина великому композитору XIX века Фернандо Сору. Единственное сочинение Сора для гитары с оркестром не сохранилось. Уцелела только партия гитары, известная под названием «Grand Solo». По нынешнее время её исполняют, как сольное произведение. Кошкин воссоздал партитуру оркестра. И хотя она целиком написана Кошкиным, стилистически выдержана в традициях XIX века.

В марте 2007 года в рамках московского фестиваля «Виртуозы гитары» состоялась ещё одна премьера. Дмитрий Илларионов и оркестр «Новая Россия» исполнили 'Concerto Grosso' для гитары с оркестром. Дирижировал Александр Сладковский.

В марте 2008 года в Большом зале московской консерватории прозвучал концерт для скрипки и гитары с оркестром Мауро Джулиани — Никиты Кошкина (на основе дуэта Джулиани для скрипки и гитары). Сочинение исполнили Алёна Баева (скрипка), Дмитрий Илларионов (гитара) и Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова. Дирижировал Бенджамин Эллин (Великобритания).
Кошкин записал уже три компакт-диска. Два из них — Koshkin Plays Koshkin и Well Tempered Koshkin — выпущены американской компанией Soundset Recordings (Arizona, Phoenix). Третий — Oratorium, в дуэте с лауреатом международных конкурсов флейтисткой Светланой Митряйкиной — немецкой фирмой Kreuzberg Records.

Кошкин — автор и ведущий цикла передач о классической гитаре «Мой остров — гитара» на радиостанции «Орфей». Этот цикл просуществовал пять лет. В общей сложности в эфир вышло тридцать восемь передач о классической гитаре, а также шесть часовых программ, посвящённых негитарной музыке испанского композитора XX века Хоакина Родриго.

Кошкин принимал участие в многочисленных радио и телепрограммах и интервью в разных странах. В США его авторский концерт в Mesquite Art Center транслировался по всей Америке, так же как и интервью на радио в Лос-Анджелесе. Фирма Mel Bay Publications выпустила видео «Nikita Koshkin in Concert».

Кошкин преподавал в консерваториях городов Таллин (Эстония), Мюнстер (Германия), Бордо и Париж (Франция), в Академии Эдварда Грига в Бергене и в музыкальной академии города Осло (Норвегия), в университетах Рэдфорд и Темпи (США). Читал лекции по композиции в университете Англия (Кембридж), а также в США в университетах Аризоны, Калифорнии, Техаса, Вирджинии, Иллинойса, Северной и Южной Каролины, Нью-Мексико, Колорадо, Флориды.

Никита Кошкин регулярно проводит многочисленные мастер-классы во многих странах Европы и Америки. В октябре 2000 года был приглашён председателем экзаменационной комиссии на выпускные экзамены в университете Претории (ЮАР).

В 1996 г. в Сербии, в городе Неготин, Н. Кошкин был удостоен золотой медали и премии Стевана Мокраньяца, а также почётной грамоты в Матице Сербской в городе Нови Сад. В 1997 году в США ему были вручены символические ключи от города Мескит, а в городе Форт Уорт 25 октября было объявлено днём Никиты Кошкина. В 2006 году в Синайе (Румыния) Кошкину вручили премию румынского общества гитаристов, за вклад в гитарный репертуар и достижения в развитии и пропаганде классической гитары.