Страсти Жанны Д'Арк
Художественные фильмы

Страсти Жанны Д'Арк

Год выхода:
1928
Страна производитель:
Франция
Жанр:
Драма
Длительность:
82 мин.
В ролях:
Мария Фальконетти, Юджин Сильвэн, Морис Шутц, Андрэ Берли, Мишель Симон
Режиссёр:
Карл Теодор Дрейер

Датчанин Карлос Теодор Дрейер – одна из ключевых фигур в истории кинематографа, а «Страсти Жанны д'Арк» – едва ли не главная картина в фильмографии режиссёра. Не раз она признавалась не только лучшим фильмом эпохи немого кино, но и непокоренной вершиной мирового кинематографа. «Жанной д’Арк» восхищались как современники (Сергей Эйзенштейн), так и классики современного авторского кино (Ларс фон Триер).

Основой фильма стали реальные протоколы допроса Жанны д'Арк, проведенного судом инквизиции в Руане в 1431 году, где она была подвергнута пыткам и затем сожжена на костре. Подобно своей главной героине, фильм прошел через неменьшие испытания: он неоднократно в буквальном смысле сгорал и восставал из пепла.

Сначала картину под давлением церковных властей (архиепископа парижского) подвергли серьезной цензуре, значительно изменив первоначальное содержание. А вскоре после парижской премьеры негатив оригинальной версии сгорел в пламени пожара на берлинской студии UFA. Режиссер смонтировал новую версию, включив в неё не вошедшие ранее дубли, но и этому изданию картины суждено было погибнуть в языках пламени (опять пожар, на этот раз в лаборатории).

Долго время фильм считался утраченным. Первая попытка восстановить ценнейший материал была предпринята в 1951 году, еще при жизни автора. Тогда французский киновед Жозеф-Мари Ло Дюка смонтировал собственную версию – на основе негатива фильма, найденного в архиве студии Gaumont. При этом картину, которую, по замыслу Дрейера, нужно смотреть в полной тишине, он сопроводил музыкой композиторов эпохи барокко, чем вызвал резкое недовольство режиссера. Но самое невероятное открытие ждало кинематографический мир впереди.

В 1981 году в Осло в кладовке психиатрической клиники обнаружили коробки с пленкой фильма «Страсти Жанны д’Арк». Причем прекрасно сохранившуюся именно авторскую версию. Позже усилиями Датского института кино и Парижской синематеки она была атрибутирована как подлинный фильм Дрейера – максимально близкий к оригинальному, самому первому монтажу картины. Восстановленная версия фильма вышла в прокат в 1985 году, а в 1994 году композитор Ричард Эйнхорн написал для нее ораторию «Голоса света», вдохновленную настоящими мелодиями и текстами Средневековья. Так фильм, наконец, обрел форму, которая сегодня считается классической.

Главную роль в картине сыграла французская театральная звезда Рене Фальконетти, которая блистала в лучших театрах Парижа. Работа у Дрейера стала для нее неменьшим испытанием, чем для ее героини суд инквизиции. Практически весь фильм режиссер строит на чрезвычайно выразительных крупных планах Жанны д'Арк. Именно лицо становится ареной страстей и тончайших душевных движений. Фальконетти приходится не терять концентрацию ни на секунду, постоянно демонстрируя полную сопричастность своей героине. Точно так же, как Жанна, Рене срезает свои настоящие волосы и льет настоящие слезы, порой натурально доводя себя до полуобморочного состояния. За полтора года, что длились съемки, Дрейер буквально измучил актрису своим перфекционизмом в работе. Фальконетти так и не смогла вполне оправиться после фильма и больше никогда не снималась в кино. Тем не менее результат их совместного творчества ошеломителен. По мнению авторитетного американского кинокритика Полин Кейл, работа Фальконетти у Дрейера – «возможно, самая лучшая актёрская игра, когда-либо заснятая на плёнку».

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин