Метрополис
Художественные фильмы

Метрополис

Год выхода:
1927
Страна производитель:
Германия
Жанр:
Длительность:
117 мин.
В ролях:
Альфред Абель, Густав Фрёлих, Рудольф Кляйн-Рогге, Фриц Расп, Теодор Лоос, Эрвин Бисвангер, Генрих Георге, Бригитта Хельм, Фриц Альберти
Режиссёр:
Фриц Ланг

В 1927 году жена режиссера Фрица Ланга баронесса Теа Габриэла фон Харбоу закончила свой научно-фантастический роман-антиутопию «Метрополис». Книгу она писала, параллельно работая над сценарием одноименного фильма: Тее очень хотелось, чтобы роман и его киноверсия, которую снимал Ланг, увидели свет одновременно. Так и произошло.

История города Метрополиса вечна как мир, но проходит в футуристическом будущем: город разделен на две части. Одни живут в Раю, поражающем размахом архитектурной мысли, а те, кто не вошел в касту аристократии, отправляются в подземный Ад. Это семьи рабочих, обслуживающих гигантские машины.

Как-то раз, прогуливаясь в Вечных садах, сын одного из правителей Метрополиса Фредер (Густав Фрелих), увидел юную и прекрасную жительницу Подземелья Марию (Бригитта Хельм), которая не только посмела зайти в Рай, но и привела с собой детей рабочих. За те мгновения, что охрана наводила порядок, Фредер успел влюбиться в нарушительницу настолько, что готов отправиться на ее поиски в Ад. На свою беду Фредер попадает на промышленный уровень в момент страшной аварии.

Потрясение сменяет осознание: Метрополис – это Молох, постоянно требующий все новых человеческих жертв. Разубедить юношу мог бы лишь один человек, его родной отец Йо Фредерсен (Альфред Абель), но тот подтверждает догадку с ужасающей прямотой, ведь ему надо сделать из сына достойного наследника. Откровения отца сыграли роль прямо противоположную: вместо того чтобы забыть навсегда о подземных ужасах, Фредер возвращается на дно, уверенный, что сумеет изменить мир к лучшему. Тем более что Мария готова поддержать героя, который не просто хорош собой, но явно подходит на роль Посредника.

«Метрополис» – одно из самых уникальных явлений кинематографа. Это черно-белое немое кино продолжительностью в 152 минуты создавалось в 20-х годах прошлого века. То есть в то время, когда мир не подозревал о том, что фильм может длиться два с половиной часа. Каждая его минута наполнена новым смыслом, явлением, действием. Здесь завораживает все: сюжет, наполненный бесконечными смыслами от идеалистических до соцреализма, актерская игра, работа костюмеров и гримеров. А появлению на экране гигантских роботов, колоссов, видеотелефонов, пожалуй, могли бы позавидовать создатели таких блокбастеров, как «Район номер 9» или «Трансформеры», имеющие на вооружении все современные достижения в области спецэффектов.

Бюджет фильма составил огромную для того времени сумму – 1,5 млн долларов. К сожалению, прокат не смог вернуть потраченной суммы. В «Метрополисе» оказалось столько сюжетных линий и так много героев, что публика оказалась попросту не готова принять его. Фильм согласился взять единственный кинотеатр Берлина, да и тот довольно быстро снял его из репертуара – на всех сеансах зал был трагически пуст.
После этого было принято решение сократить историю почти наполовину, казалось бы, вырезанный материал бесследно исчез. В 2001 году на основе сохранившихся вариантов была воссоздана версия продолжительностью 117 минут. А в 2008 году в Музее кино Буэнос-Айреса был обнаружен негатив полного варианта фильма.

Полный «Метрополис» был показан 12 февраля 2010 года на Берлинском кинофестивале. Зрители с восторгом смотрели фильм, закольцованный фразой, появляющейся в начале и в самом конце: «Чтобы руки и разум взаимодействовали, им нужен Посредник. Посредником этим должно быть сердце».

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин