Рокко и его братья
Классика зарубежного кино

Рокко и его братья

Год выхода:
1960
Страна производитель:
Италия,Франция
Длительность:
168 мин.
Жанр:
Драма
В ролях:
Ален Делон
,
Ренато Сальватори
,
Анни Жирардо
,
Катина Паксино
,
Спирос Фокас
,
Алессандра Панаро
Режиссёр:
Лукино Висконти

Трехчасовой черно-белый кинороман, масштабная социальная драма. В качестве литературной основы для фильма послужил роман Джованни Тестори «Мост через Гизольфу». Многие исследователи творчества Висконти находят в картине отголоски таких произведений, как «Иосиф и его братья» Томаса Манна, а также «Идиот» и «Братья Карамазовы» Достоевского.

Действие фильма происходит в Италии в начале 60-х годов прошлого века. Семья Паронди – Рокко (Ален Делон) и его братья Симоне (Ренато Сальваторе), Чиро (Макс Картье) и Лука (Рокко Видолацци) – выходцы из маленькой полунищей деревеньки на Сицилии. Похоронив отца, они вместе с матерью Розарией (Катина Паксино) решают сменить патриархально-крестьянский Юг страны на городской Север и в поисках лучшей жизни отправляются в Милан. Это крупный промышленный город, символ стремящейся в индустриальное будущее Италии, здесь повсюду слышны скрежещущие звуки непрекращающейся стройки. В Милане Паронди ждет старший брат Винченцо (Спирос Фокас), а также подстерегают пороки и соблазны, которые в большом городе всегда идут рука об руку с возможностями. На этом детально и любовно выписанном фоне Висконти не менее подробно разыгрывает сложную семейную трагедию.

Основной драматургический прием (через частную историю семьи взглянуть в большем масштабе на современную историю страны, в судьбах героев увидеть направление движения целого государства) Висконти разовьет впоследствии в своих будущих картинах – от «Леопарда» и «Гибели богов» до «Семейного портрета в интерьере».

Роль Рокко, самого непростого по характеру из братьев, стала одним из первых серьезных испытаний в кино для молодого Алена Делона. Вслед за Рене Клеманом, который снял французского артиста в роли безродного бедняка, присвоившего себе чужую жизнь и богатство в детективе «На ярком солнце» (по роману Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли»), Висконти дал 24-летнему актеру с незаурядной внешностью возможность создать на экране глубокий, многогранный образ. Меланхоличный и несколько отрешенный Делон, не получивший профессионального актерского образования, блестяще справился с этой задачей, закрепив за собой славу новой надежды европейского кино.

По-своему судьбоносным этот фильм стал для Анни Жирардо (Надя) и Ренато Сальватори (Симоне Паронди), настолько достоверно изображавших страсть на экране, что после съемок их дуэт перерос в брачный союз.

Фильм Висконти, точно нащупавшего нерв времени, был благосклонно оценен профессионалами (спецприз Венецианского кинофестиваля 1960 года) и тепло принят зрителями («Рокко» стал первой картиной режиссера, которая с успехом прошла в итальянском прокате). Правда, из-за некоторых проблем с цензурой картину пришлось сократить на 45 минут.

Картина оказала огромное влияние на Бернардо Бертолуччи, который шестнадцатью годами позже снял свою эпопею «Двадцатый век». Только в его фильме в центре повествования окажется пара итальянцев из совершенно разных семей, которые, взрослея, проходят через все знаковые события столетия. А большой поклонник фильма Фрэнсис Форд Коппола много лет спустя предложит композитору Нино Рота, работавшему с Висконти, написать музыку для «Крестного отца».

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Нетерпимость
Драма
1916
210 мин
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.