Гала-концерт, посвященный 70-летию Народного артиста России, профессора Льва Конторовича
Каталог концертов

Гала-концерт, посвященный 70-летию Народного артиста России, профессора Льва Конторовича

Год выхода:
2016
Страна производитель:
Россия

Лев Конторович

Народный артист России, профессор Лев Конторович с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (1969), где занимался хоровым дирижированием у К. Б. Птицы, симфоническим дирижированием у Л. М. Гинзбурга и инструментовкой у А. Г. Шнитке. Уже с первых шагов своей творческой деятельности в качестве дирижера и педагога он заявил о себе как о ярком, талантливом музыканте, обладающим широким музыкальным кругозором.

В течение 30 лет продолжалась активная деятельность Льва Конторовича в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова, а затем в созданной на базе училища Академии хорового искусства имени В. С. Попова. С 1996 года он — профессор, с 2012 года — заведующий кафедрой Современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории. Ученики Л. Конторовичауспешно работают в хоровых коллективах, музыкальных театрах и учебных заведениях России и за рубежом.

Львом Конторовичем подготовлено множество концертных программ, включивших в себя хоровые произведения крупных и малых форм разных эпох и стилей. Он участвовал в международных фестивалях музыки И. С. Баха в Германии, Международных фестивалях хоров мальчиков в Грасе (Франция) и Познани (Польша), Европейском фестивале Православной музыки, посвященном 1000-летию Крещения Руси (Москва, Германия, Франция, Люксембург), Европейском симпозиуме хоровой музыки в Любляне (Словения).

В 1997 году Л. Конторович создал Камерный хор «Духовное возрождение» Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке.

В 2005 году он был приглашен на должность художественного руководителя Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Под его руководством обновленный состав хора успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Отличительной чертой Академического Большого хора является виртуозное исполнение большого количества произведений мировой классики в оригинальных переложениях Льва Конторовича для хора a cappella.

В 2013 году Лев Конторович был художественным руководителем Всероссийского мастер-класса «Национальный молодежный хор» для учащихся высших и средних учебных заведений России, а также организатором творческой встречи — мастер-класса с основателем Международной Баховской академии Хельмутом Риллингом в Штутгарте. В 2014 году был заместителем председателя жюри Первого Международного конкурса хоровых дирижеров имени Бориса Тевлина. В 2015 году — председателем жюри Всероссийского хорового фестиваля, организованного Всероссийским хоровым обществом, и Всероссийского музыкального конкурса по специальности «хоровое дирижирование». Проводит мастер-классы в городах России, Болгарии, Доминиканской Республике, Коста-Рике.

Лев Конторович — главный хормейстер Сводного хора празднования Дня Славянской письменности и культуры на Красной площади (с 2014 года) и концерта, посвященного 70-летию Победы у Театра Российской армии (9 мая 2015 года). 21 марта 2015 года в Храме «Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке состоялась торжественная служба, посвященная юбилею С. Рахманинова, которую проводил митрополит Иларион. На ней под управлением Льва Конторовича было исполнено «Всенощное бдение» Рахманинова.

Со Львом Конторовичем в разные годы сотрудничали выдающиеся дирижеры: Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Валерий Полянский, Владимир Юровский, Хельмут Риллинг, Альберто Дзедда, Сейджи Озава, Кент Нагано, Константин Орбелян, Эннио Морриконе, Кристоф Эшенбах и многие другие. В сопровождении хоров, руководимых Львом Конторовичем, исполняли свои концертные программы знаменитые певцы: Иван Козловский, Николай Гедда, Владислав Пьявко, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Динара Алиева, Василий Ладюк, Любовь Казарновская, Демис Руссос, Роберто Аланья, Хосе Кура.

В 2014 году «За примерное служение Отечеству и высокополезные труды во благо Государства Российского» профессору Л. З. Конторовичу была объявлена Благодарность Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны.

Академический большой хор «Мастера хорового пения»

Академический Большой хор создан в 1928 году; его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. Впоследствии коллективом руководили выдающиеся музыканты – Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова. За неполный век хором исполнено более 5000 сочинений отечественных и зарубежных композиторов – опер, ораторий, кантат, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие записи хора вошли в золотой фонд отечественной музыки, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова и других композиторов.

С Большим хором работали дирижеры Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Гельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнев, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анжела Георгиу и многие другие. Хор выступал в лучших залах России, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии. «Мастера хорового пения» гастролируют по всей России, в том числе на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 2005 году на должность художественного руководителя Академического Большого хора, получившего к этому моменту название «Мастера хорового пения», был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Название «Мастера хорового пения» предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.

Хор принимал участие в «Международном осеннем хоровом фестивале имени профессора Б. Г. Тевлина» (2012-2014), фестивалях «К 80-летию Родиона Щедрина» (2012), «Дню Победы посвящается» (2013), «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» (2014-2015). На сцене Большого зала консерватории под управлением Льва Конторовича исполнялись Реквием Верди, Месса си минор Баха (с Национальным филармоническим оркестром России), «Маленькая торжественная месса» Россини (2014), русская литургия «Запечатленный ангел» Щедрина (2015), был проведен Юбилейный фестиваль «85 лет Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и другие проекты.

Коллектив – постоянный участник Московского Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители Владимир Спиваков и митрополит Иларион) и Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.

Хор академии хорового искусства имени В.С. Попова

Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В. С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.

Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).

Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами - в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива - многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).

С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.

Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь – отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.

С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров – Алексей Петров.

Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова

Государственный академический русский хор имени Свешникова – всемирно известный коллектив, занимающий одну из ведущих позиций в отечественном и мировом хоровом исполнительстве. Создан в 1936 году приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР.

Важнейшую роль в формировании творческого облика коллектива сыграла деятельность первых художественных руководителей Госхора: Николая Михайловича Данилина и Александра Васильевича Свешникова. Уже в период становления Государственный академический русский хор (в 1941-1955 гг. – Государственный хор русской песни) занимает позицию флагмана отечественного хорового исполнительства. Среди выдающихся дирижеров, сотрудничавших с коллективом в те годы: Герман Абендрот, Александр Гаук, Игорь Маркевич, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Янош Ференчик. Активной и плодотворной была работа хора с композиторами- современниками, среди которых – Дмитрий Шостакович, Золтан Кодай, Рейнгольд Глиэр, Юрий Шапорин, Виссарион Шебалин, Альфред Шнитке, Родион Щедрин, Георгий Свиридов, Тихон Хренников, Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Евгений Голубев, Сергей Василенко, Александр Флярковский. Среди многочисленных записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1966 году запись «Всенощного бдения». Рахманинова, удостоенная множества международных наград.

С 1980 по 2012 годы во главе Хора Свешникова стояли дирижеры: народный артист России Игорь Агафонников, народный артист СССР Владимир Минин, народный артист России Евгений Тытянко, народный артист России Игорь Раевский. С 2008 по 2012 год коллектив возглавлял выдающийся российский хоровой дирижер, народный артист России, профессор Борис Тевлин. С августа 2012 года художественный руководитель Госхора – ученик Тевлина Евгений Волков.

Хор Свешникова – активный участник международных фестивалей и значительных культурных проектов, в числе которых концерт к 275-летию Академии русского балета имени Вагановой (Москва, 2012), концерт-спектакль к 70-летию освобождения Ленинграда от блокады «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (Москва - Санкт- Петербург, 2014), концерт-спектакль «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Лермонтова (Москва, 2014). В течение последних сезонов коллектив выступал с Валерием Гергиевым, Юрием Симоновым, Геннадием Рождественским, Василием Синайским, Павлом Коганом, Владимиром Федосеевым, Владимиром Юровским, Михаилом Плетневым, Кристофом Эшенбахом, Александром Титовым, Лучано Акочеллой, Луисом Бакаловым, Александром Анисимовым, Анатолием Левиным, Михаилом Татарниковым и другими.

Хором накоплен значительный репертуар, включающий отдельные сочинения и эксклюзивные авторские программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Русские воинские песнопения и молитвы». Следуя традициям, заложенным Борисом Тевлиным, хор регулярно осуществляет премьеры произведений композиторов-современников, является постоянным участником фестиваля «Московская осень». В 2010 году Госхор записал на CD 12 хоров Танеева на слова Полонского, а в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (с оркестром Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов).

Среди работ коллектива последнего времени – участие в исполнениях Второй симфонии Мендельсона (дирижеры Юрий Симонов, Павел Коган), Второй симфонии Малера (Гилберт Каплан), Реквиема Верди (Геннадий Дмитряк, Василий Синайский), Траурно-триумфальной симфонии Берлиоза (Павел Коган), «Немецкого реквиема» Брамса (Юрий Симонов), «Пиковой дамы» Чайковского (Владимир Федосеев). В июне 2015 года Госхору была доверена честь представить российское искусство на сцене парижского зала Гаво в рамках международного культурного проекта «День России в мире».

Государственная академическая капелла России имени А.А. Юрлова

Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927-1973 гг.). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать собственные крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме.

География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», международных фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.

Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова

Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова — один из старейших прославленных коллективов России. Он был организован в 1956 году народным артистом СССР профессором Московской консерватории Владиславом Геннадиевичем Соколовым. C 1988 по 2011 годы коллективом руководил выдающийся дирижер, народный артист России Андрей Дмитриевич Кожевников. В 2014 году хор возглавил ректор Академии хорового искусства В. С. Попова, Николай Николаевич Азаров.

В исполнении Московского областного хора прозвучали многие произведения отечественных и зарубежных композиторов. Это – «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Реквием» Д. Кабалевского, «Литургия» А. Алябьева, духовные концерты С. Дегтярева и В. Титова, «Месса» бельгийского композитора Ж. Йонгена, «Реквием памяти Л. Когана» итальянского композитора Ф. Маннино. Часть произведений, записанных фирмой «Мелодия», вошла в фонд радио и телевидения. Значительное место в репертуаре хора занимают народные песни.

Хор ведет насыщенную и разнообразную концертную жизнь, много гастролирует в России и за рубежом, участвует в государственных праздничных мероприятиях различного уровня.

За последнее время коллектив ярко заявил о себе участием в крупных музыкальных событиях в нашей стране и за рубежом. Среди них – Празднование 700-летия Преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде и 200-летия М. Лермонтова в усадьбе Серебряково, Международный хоровой фестиваль имени Б. Тевлина в Большом зале Консерватории, праздничный концерт к юбилею премии «Русский Нобель» в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Рождественский и Пасхальный фестивали, Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, фестивали в Шлезвиз-Гольштейне, Олденбурге и Рейнгау (Германия), SION (Швейцария), Ярославле, Казани. Наряду с сольными выступлениями хор принимает участие в совместных проектах с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, оркестром Мариинского театра, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» и другими известными коллективами.

Партнерами хора на сцене стали такие дирижеры, как Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Андрей Петренко, Александр Рудин, Владимир Спиваков, Александр Сладковский, Владимир Федосеев, Жадер Биньямини, Джанлука Марчиани, Патрик Фурнийе.

Московский синодальный хор

Московский синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Первоначально в состав хора входили только мужчины духовного звания. Позже, с распространением в России многоголосного пения, появились детские голоса (альты и дисканты). Хор славился превосходными певцами, отобранными из других церковных хоров.

Подлинного расцвета Синодальный хор достиг в конце XIX – начале XX века, когда его возглавляли выдающиеся деятели русской музыкальной культуры — С. В. Смоленский, В. С. Орлов, А. Д. Кастальский, H. M. Данилин. Если прежде деятельность хора ограничивалась рамками церковного пения, то теперь он стал принимать участие в светских концертах. Репертуар хора включал произведения европейских классиков – Баха, Моцарта, Бетховена, русских композиторов – П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, светские произведения и обработки русских народных песен. Многие московские композиторы специально сочиняли для Синодального хора. В 1911 Синодальный хор под руководством H. M. Данилина гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом русской хоровой культуры. Восторженно отзывались о Синодальном хоре А. Тосканини и Л. Перози, руководитель Сикстинской капеллы в Риме.

С приходом к власти большевиков и началом гонений на церковь хор прекратил свое существование (1919).

Нынешний Московский Синодальный хор начал свое возрождение весной 2009 года с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма «Всех скорбящих радость». Синодальный хор возрождается на базе хора храма «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в Москве, где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева. В настоящее время в составе коллектива 80 певцов.

Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами в Москве, России и за рубежом. Хор сотрудничает с Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского; принимает участие в программе Пасхального фестиваля, участвует в ответственных международных церковных проектах.

Руководитель Московского Синодального хора – заслуженный артист России Алексей Пузаков, хормейстер – Ольга Ушакова.

Алексей Пузаков родился в 1966 году в Москве.

В 18-летнем возрасте был принят на работу на должность чтеца и алтарника, а в 19 лет становится вторым после Н. В. Матвеева регентом, управляя левым клиросом в храме «Всех скорбящих радость» в Москве.

А. Пузаков руководил архиерейским хором Виленской и Литовской епархии, служил регентом в церкви Воскресения на Ваганьковском кладбище, в Николо-Кузнецком храме.

В 1994 году основал и возглавил церковно-государственный хор Третьяковской галереи. С 2009 Алексей Пузаков руководит Московским синодальным хором.

Камерный хор Московской консерватории

Камерный хор Московской консерватории был создан по инициативе профессора А. С. Соколова в декабре 1994 года выдающимся хоровым дирижёром, Народным артистом России, профессором Б. Г. Тевлиным. Коллектив – лауреат Гран-при и обладатель двух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива-дель-Гарда (Италия, 1998), лауреат I премии и обладатель золотой медали I Международного конкурса хоров имени Брамса в Вернигероде (Германия, 1999), победитель I Всемирной хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000), лауреат Гран-при XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003).

В 2008 году запись русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» Р. Щедрина, выполненная Камерным хором под управлением Бориса Тевлина, была удостоена престижной премии Echo klassik в категории «Лучшее оперное исполнение года» (номинация «Опера XX-XXI века»).

С августа 2012 года художественным руководителем Камерного хора Московской консерватории является лауреат Премии Москвы, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Александр Соловьёв.

Среди знаковых проектов с участием хора последних лет: российская премьера концертного исполнения оперы Б. Бриттена «Смерть в Венеции» под руководством Геннадия Рождественского и российская премьера Третьей симфонии Н. Корндорфа под управлением Александра Лазарева с Симфоническим оркестром Московской консерватории; мюзикл Г. Гладкова «Обыкновенное чудо», «Прометей» К. Орфа, «Свадьба Прометея» К. Сен-Санса и «Поэтория» Р. Щедрина с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова (дирижёр – Владимир Юровский), опера «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова и Реквием А. Дворжака с Российским национальным оркестром (дирижёр – Михаил Плетнёв), «Буря» Алябьева с Камерным оркестром Московской консерватории (дирижёр – Феликс Коробов), «Глаголическая месса» Л. Яначека с оркестром театра «Новая опера» (дирижёр – Ян Латам-Кёниг), Восьмая симфония Г. Малера с Государственной академической симфонической капеллой России (дирижёр – Валерий Полянский), балет «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского на исторической сцене Большого театра (дирижёр – Павел Клиничев), выступление на фестивале «Зеркало в зеркале» (дирижёр – Андрес Мустонен).

Хор регулярно гастролирует по городам России и за рубежом. Является участником Всероссийских и международных фестивалей, среди которых Московский Пасхальный фестиваль, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Голоса православной России», «Московская осень», «Другое пространство» и многие другие.

С Камерным хором выступали выдающиеся музыканты нашего времени, в их числе Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Валерий Полянский, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Юстус Франтц, Эрик Эриксон, Гарри Гродберг, Владимир Крайнев, Николай Петров, Даниил Крамер, Иван Монигетти, Сергей Лейферкус, Вероника Джиоева, Лора Клейкомб, Иен Бостридж, Симона Кермес, Патриция Чьофи, Иосиф Кобзон.

Главное творческое направление коллектива – исполнение произведений современных отечественных и зарубежных композиторов.

Дискография хора включает сочинения С. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Р. Щедрина, С. Губайдулиной, Р. Леденёва, Кш. Пендерецкого, Дж. Тавенера; программы «Русская духовная музыка», антологию шедевров западной и отечественной хоровой музыки «Исполнительское искусство Бориса Тевлина», «А. Скрябин. Симфония № 1» (совместно с Российским национальным оркестром под руководством М. Плетнёва, Pentatone) и другие.

В 2014 году Камерный хор во главе с А. Соловьёвым завоевал три золотые медали на Всемирных хоровых играх в Риге, в 2015 году стал обладателем Гран-при, четырёх званий лауреата I премии и 4 специальных призов на XI Международном конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей имени Ю. Фалика «Поющий мир» в Санкт-Петербурге.

Хормейстеры коллектива: Мария Челмакина, Тарас Ясенков, Дарья Ерёмина, Алексей Вязников.

Камерный оркестр «Виртуозы Москвы»

В 1979 году выдающийся скрипач-виртуоз Владимир Спиваков обратился к музыкантам первого состава «Виртуозов Москвы» со словами: «Мы собрались, чтобы любить людей и любить друг друга». Принципы существования легендарного товарищества музыкантов остаются незыблемыми и сегодня. Звездный ансамбль солистов и концертмейстеров лучших симфонических и камерных оркестров столицы, в котором выступали участники прославленного квартета им. Бородина: Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский, передал эстафету новым поколениям талантливых музыкантов, победителей и лауреатов всероссийских и международных конкурсов. И всегда на первом месте по значимости были и остаются не только профессиональность и мастерство, но и человеческие качества людей, высокая этика отношений.

Сегодня у музыкантов нет неосвоенных территорий культурного пространства.С триумфом проходят концерты оркестра в европейских странах, в США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, в Турции, Израиле, Китае, Корее, Японии и других. Музыканты выступают не только в лучших и самых престижных залах (Консертгебау в Амстердаме, Музикферайн в Вене, Ройял-Фестивал-холл и Альберт-холл в Лондоне, Плейель и Театр Елисейских Полей в Париже, Карнеги-холл и Эвери-Фишер-холл в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио и другие), но и в обычных концертных залах небольших провинциальных городов.

В разные годы с оркестром выступали выдающиеся музыканты, звезды мирового исполнительского искусства: Елена Образцова, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Иегуди Менухин, Шломо Минц, Джесси Норман, Хибла Герзмава, Мишель Легран, Гиора Фейдман, Саулюс Сондецкис, Миша Майский, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Евгений Кисин, Денис Мацуев, Пинхас Цукерман, Юлиан Рахлин, Максим Венгеров и другие.

География гастрольных поездок «Виртуозов Москвы» чрезвычайно широка: она включает в себя все регионы России, а также постсоветское пространство. Совсем недавно оркестр завершил выступления по дальним регионам страны от Магадана и Сибири до Кавказа и Калининграда. Для артистов нет маленьких городов и маленьких концертов. Поездки по России бесценны.

В каждом выступлении «Виртуозам Москвы» удается главное: эмоционально взволновать и интеллектуально увлечь любого, пусть даже неподготовленного человека, подарить ему радость общения с музыкальными шедеврами, возбудить в нем желание еще раз прийти на концерт. Для нас, как говорит маэстро Владимир Спиваков,творчество стало потребностью, а работа — искусством, которое, по выражению Пабло Пикассо, «смывает пыль повседневности с души».

Оркестр, отметивший недавно свое 35-летие, продолжает напряженную, но радостную творческую работу, поддерживая высочайший исполнительский уровень и право на амбициозное наименование «Виртуозы Москвы». Здесь каждый музыкант — яркая индивидуальность, а вместе они составляют ансамбль мирового уровня. От множества других камерных оркестров его отличает, прежде всего, истинно европейская культура ансамблевого исполнения, внимание к мельчайшим деталям и нюансам, бережная, не формальная, активная творческая позиция по отношению к авторскому замыслу, яркий артистизм, любовь и уважение к пришедшей на концерт публике.

Признание и любовь зрителей завоевала концертная программа под названием «Виртуозы Москвы. Сегодня и завтра», где главными участниками выступают талантливые стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреаты международных конкурсов.

«Виртуозы Москвы» бережно относятся к традициям. В обширном репертуаре оркестра музыка различных стилей и эпох — от барокко до произведений Дмитрия Шостаковича, Кшиштофа Пендерецкого, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Гии Канчели и Астора Пьяццоллы. Ведется постоянная и кропотливая работа по созданию нотной библиотеки и музыкального архива звукозаписей.Оркестром выпущено несколько десятков компакт-дисков под ведущими лейблами.

Бессменным художественным руководителем, главным дирижером и солистом камерного оркестра «Виртуозы Москвы» с момента его создания является выдающийся скрипач, дирижер, меценат, видный общественный деятель — Владимир Спиваков. Именно благодаря маэстро Спивакову и его многолетней и кропотливой работе с оркестром, «Виртуозы Москвы», безусловно, входят в число лучших камерных оркестров мира, имеющих повсюду постоянную и благодарную аудиторию и высочайшую репутацию, которая завоевывалась годами упорного и созидательного творческого труда.

С 2003 года постоянной репетиционной базой оркестра является Московский международный Дом музыки.