Цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Истории с оркестром. Музыка 1930-х – 1940-х годов
Каталог концертов

Цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Истории с оркестром. Музыка 1930-х – 1940-х годов

Год выхода:
2015
Страна производитель:
Россия
Длительность:
175 мин.

Владимир Юровский

Родился в 1972 г. в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки им. К. М. фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки им. Г. Эйслера.

Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 г. с триумфом дебютировал на международной сцене — в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). В дальнейшем сотрудничал с крупнейшими театрами, в их числе: Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), «Ла Фениче» (Венеция), «Ла Скала» (Милан) и Большой театр России. Выступал с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау и Баварского радио и многими другими. В 2001—2013 гг. — музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005—2009 гг. — главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 г. — главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из трех постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения (наряду с сэром Саймоном Рэттлом и Иваном Фишером). С 2009 г. сотрудничает с Камерным оркестром Европы.

С 2011 г. — художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Площадь искусств» (Санкт-Петербург) и «Другое пространство» (Москва), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах, посвященных памяти Е. Светланова и 100-летию начала Первой мировой войны, в симфонических собраниях для студентов Московского университета и Российской академии музыки им. Гнесиных, в городах России и Германии; осуществил мировые премьеры оперы «Король Лир» С. Слонимского, «Песни Лукерьи» А. Вустина и «Наваждения» С. Прокофьева в оркестровке Г. Гладкова, а также российские премьеры Симфонии № 3 В. Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Р. Щедрина, Симфоний № 5 и 9 Л. ван Бетховена в редакции Г. Малера, оперы «Прометей» К. Орфа, мюзикла «Обыкновенное чудо» Г. Гладкова в редакции для солистов, хора и симфонического оркестра и полной версии «Предварительного действа» А. Скрябина — А. Немтина. По инициативе дирижера в 2012 г. была возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике П. Чайковского в Клину). В 2016 г. в Концертном зале им. П. И. Чайковского в четвертый раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».

Юровский осуществил музыкальное руководство постановками опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские майстерзингеры» и «Парсифаль» Вагнера, «Отелло», «Фальстаф» и «Макбет» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Ариадна на Наксосе» и «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, «Похождения повесы» Стравинского, «Моисей и Аарон» Шёнберга, «Воццек» Берга, «Огненный ангел» Прокофьева, Vita Nuova В. Мартынова и других.

Дискография Юровского включает записи симфоний Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Шостаковича, Шнитке, симфонических произведений Гайдна, Вагнера, Р. Штрауса, Рахманинова, Равеля, Холста, Онеггера, Бриттена, Дж. Андерсона, опер Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Рахманинова, Прокофьева, А. Семёнова.

В 2000 г. Юровский стал обладателем «Abbiati Prize» как «лучший дирижер года», в 2015 г. – «BBC Music Magazine Award» за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 г. отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 г. номинирован на премию Grammy. Критика отмечает масштабность творческих замыслов и отточенность интерпретаций музыканта, просветительскую направленность его деятельности. В 2016 г. Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета.

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович, чье 110-летие музыкальный мир отмечает в 2016 году, – яркий пример художника ХХ столетия, лучшие произведения которого неотделимы от обстоятельств их создания. Говоря об опере «Леди Макбет Мценского уезда», невозможно обойти статью «Сумбур вместо музыки», из-за которой опера не исполнялась долгие годы и возродилась лишь много позже в новой редакции. Говоря о Четвертой симфонии, невозможно не сказать о том, что ее премьера была отменена и состоялась с опозданием на четверть века. Музыкантов, писателей, поэтов, артистов с трагическими судьбами в тоталитарных государствах ХХ века, увы, немало; и все же судьба Шостаковича – на редкость яркий пример старого, как мир конфликта «художник и власть».

По-видимому, Шостакович – автор симфоний «Октябрю» и «Первомайская», балетов на спортивную, заводскую и колхозную тематику – вполне искренне надеялся быть «заодно с правопорядком» в новом государстве, не претендуя на какую бы то ни было оппозиционность. Однако совесть художника говорила ему о том, что методы, которыми государство укрепляет свою мощь и расправляется с неугодными, полностью противоречат лозунгам, начертанных на его знаменах. Так Шостакович стал автором уникальной музыкальной хроники столетия, хотя едва ли оценивал себя подобным образом. Как пишет музыковед Светлана Савенко, «Гениальный дар художника-пророка сочетался у Шостаковича, по-видимому, с полным отсутствием каких-либо притязаний на подобное предназначение… можно предположить, что творческий гений приносил ему не только радости, но и мучения. Не исключено даже, что как человек он порой страдал оттого, что не мог изменить своему дару – а изменить ему он действительно не был способен, дар был сильнее его человеческой сущности».

Сегодня, хотим мы того или нет, сочинения Шостаковича воспринимаются нами как хроника столетия, в первую очередь его симфонии: Четвертая и Пятая – Большой террор, Седьмая и Восьмая – Великая Отечественная, Девятая – Победа и связанные с ней надежды на либерализацию, Десятая – смерть Сталина, Тринадцатая – оттепель, Четырнадцатая – застой… Между тем, в последние годы всё сильнее тенденция освободить произведения Шостаковича от привычных внемузыкальных смыслов, интерпретировать их как чистую музыку. Вопрос в том, возможно ли это. По мнению Светланы Савенко, музыка Шостаковича «в очень сильной степени воспринимается как речь. Ведь вообще-то уподобление музыки языку, речи – не более чем метафора, поскольку музыка лишена главного свойства речи точных значений-понятий. Однако в отношении творчества Шостаковича эта метафора кажется буквальностью. Его музыка действительно говорит, или, точнее, нам кажется, что она говорит о совершенно определенных вещах. И тот факт, что эти вещи, укорененные в культуре своего времени и места, уже уходят одновременно со сменой поколений, по-видимому, ничего не меняет: будущим слушателям она скажет что-то иное, но, как нам представляется, скажет в любом случае».

Схожую мысль высказывает выдающийся дирижер Дмитрий Китаенко, несколько лет назад записавший полный цикл симфоний Шостаковича: «Почему в них такое количество разных соло? И тромбон, и виолончель, и фагот, и флейта, и кларнет, и контрабас... в стране, где не было открытого слова, где нельзя было говорить, он вложил в каждый инструмент чей-то голос: всё это – люди! Совершенно понятно, почему там или тут звучит кларнет: это голос из далекого города России, откуда-то из глубинки, но здесь он высказывается. Почему в Девятой симфонии фагот рассказывает о трагедии, которая произошла в Хиросиме? Это же написано в 1945 году: такая легкая, веселая симфония, которая искрится юмором, и вдруг появляется этот страшный раздел, где звучат тромбон и соло фагота! А сказать об этом раньше было нельзя. Эти замаскированные, невидимые, но слышимые характеры людей - они в музыке Шостаковича очень слышны».

Говоря от лица стольких безымянных людей, Шостакович не избегал и более прямых высказываний от собственного имени: рядом с пятнадцатью симфониями в его наследии – пятнадцать струнных квартетов. И если симфонии, напрямую адресованные публике, во многом – история страны, то квартеты Шостаковича – история его жизни, личный дневник, разговор с самим собой, автобиография, подлинное Свидетельство. Впрочем, и масштабы иных его квартетов – симфонические, не случайно многие из них исполняются в обработках для камерного оркестра. Пятнадцать квартетов – пятнадцать шедевров: Третий, первая часть которого поражает гениальной красотой и несходством с последующими четырьмя; Двенадцатый, где автор как будто грозит кулаком своим врагам, приговаривая «Уж будьте покойны»; Четвертый, поначалу кажущийся бесконфликтным и завершающийся надрывной еврейской мелодией; не говоря уже про легендарный Восьмой, название которого «Памяти жертв фашизма и войны» было лишь прикрытием для подлинного авторского замысла.

Вот что Шостакович писал об этом своему другу Исааку Гликману: «Дорогой Исаак Давидович... Я вернулся из поездки в Дрезден. Меня там хорошо устроили для создания творческой обстановки. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета»… Приехавши домой, два раза пытался его сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы. Но, впрочем, тут, возможно, играет роль некоторое самовосхищение, которое, возможно, скоро пройдет и наступит похмелье критического отношения к самому себе». Так даже в контексте, далеком от комического, Шостакович сохранял чувство юмора, наполняющее его музыку в не меньшей степени, нежели чувство исторической и художественной правды.

В репертуаре коллективов и солистов Филармонии Шостакович присутствует постоянно, в нынешнем сезоне приношение его памяти получится особенно масштабным. Первую симфонию Шостаковича и Пять антрактов из оперы «Катерина Измайлова» недавно сыграл Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Владимира Юровского, 9 октября в их исполнении прозвучит Восьмая симфония. Десятую симфонию 27 сентября представит Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. 18 октября Вадим Репин сыграет Первый скрипичный концерт, 16 декабря Павел Милюков исполнит Второй. 7 февраля своей интерпретацией Четвертой симфонии поделится Михаил Плетнев, 16 марта Александр Князев сыграет Второй виолончельный концерт. Двумя сюитами для джаз-оркестра 5 апреля порадует публику Валерий Полянский – и это лишь избранные симфонические концерты. Помимо них, музыка Шостаковича будет постоянно звучать в камерных и фортепианных программах сезона.

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

5 октября 2016 г. Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполняется 80 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.

В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936—1941), Натан Рахлин (1941—1945), Константин Иванов (1946—1965) и Евгений Светланов (1965—2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000—2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002—2011 гг. — Марк Горенштейн.

24 октября 2011 г. художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами. С сезона 2016/17 г. главным приглашенным дирижером Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова является Василий Петренко.

Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 г. оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

За дирижерским пультом коллектива стояли Г. Абендрот, Э. Ансерме, Л. Блех, Н. Голованов, К. Зандерлинг, О. Клемперер, К. Кондрашин, Л. Маазель, К. Мазур, Н. Малько, И. Маркевич, Е. Мравинский, Ш. Мюнш, М. Ростропович, С. Сондецкис, И. Стравинский, А. Янсонс, А. Борейко, А. Ведерников, В. Гергиев, Ш. Дютуа, А. Лазарев, И. Марин, Г. Ринкявичюс, Г. Рождественский, А. Сладковский, Л. Слаткин, Ю. Темирканов, М. Юровский и другие замечательные дирижеры.

С оркестром выступали выдающиеся музыканты — певцы И. Архипова, Г. Вишневская, С. Лемешев, Е. Образцова, М. Гулегина, П. Доминго, М. Кабалье, Й. Кауфман, Д. Хворостовский, пианисты Э. Гилельс, В. Клиберн, Г. Нейгауз, Н. Петров, С. Рихтер, М. Юдина, В. Афанасьев, Б. Березовский, Э. Вирсаладзе, Е. Кисин, Н. Луганский, Д. Мацуев, Г. Соколов, скрипачи Л. Коган, И. Менухин, Д. Ойстрах, М. Венгеров, В. Пикайзен, В. Репин, В. Спиваков, В. Третьяков, альтист Ю. Башмет, виолончелисты М. Ростропович, Н. Гутман, А. Князев, А. Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов В. Майер, А. Нетребко, Х. Герзмавы, А. Пендачанской, И. Абдразакова, Д. Корчака, В. Ладюка, Р. Папе, пианистов М. Учиды, Р. Бухбиндера, скрипачей Л. Кавакоса, П. Копачинской, Ю. Фишер, Д. Хоупа, Н. Цнайдера. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры С. Кочановский, А. Пога, М. Стравинский, Ф. Чижевский, пианисты Л. Дебарг, Ф. Копачевский, Я. Лисецкий, Д. Маслеев, А. Романовский, скрипачи А. Баева, А. Притчин, В. Соколов, П. Милюков, виолончелист А. Рамм.

Впервые побывав за рубежом в 1956 г., оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений А. Вустина, С. Слонимского, А. Батагова, А. Семёнова и Ю. Шерлинга, а также российские премьеры произведений Л. ван Бетховена — Г. Малера, В. Сильвестрова, Р. Щедрина, Дж. Тавенера, А. Скрябина — А. Немтина, К. Орфа, Г. Гладкова, В. Тарнопольского, Ж.-Д. Бонтемпу; принял участие в XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая.

С января 2016 г. Госоркестр реализует особый проект по поддержке профессионального композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество коллектива с современными российскими авторами. Первым в истории «композитором в резиденции» оркестра стал Александр Вустин. За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 г. носит почетное звание «академический», в 1986 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

Государственный квартет имени Бородина

Государственный квартет имени Бородина — уникальное явление в истории музыкальной культуры не только России, но и всего мира. Этот легендарный ансамбль снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования, а феноменальное творческое долголетие Квартета еще в 1995 году было отмечено «Книгой рекордов Гиннесса». В прошедшем сезоне Государственному квартету имени Бородина исполнилось 70 лет.

«Перед нами не четыре исполнителя, а один инструмент величайшей виртуозности» — эта характеристика, данная Квартету немецкой газетой Frankfurter Allgemeine, могла бы украсить рецензию на любой концерт «бородинцев», в любом составе, будь то далекое или недавнее прошлое либо сегодняшний день.

История этого выдающегося ансамбля ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской консерватории в классе камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана образовался струнный квартет, в состав которого вошли Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Владимир Рабей (2-я скрипка), Юрий Николаевский (альт) и Мстислав Ростропович (виолончель), место которого вскоре занял Валентин Берлинский.

В отличие от других студенческих ансамблей, будущие музыканты Квартета имени Бородина уже в стенах консерватории ощутили себя единым коллективом и решили посвятить себя квартетному искусству. В 1946 году Квартет, тогда еще студенческий, стал коллективом Московской филармонии (первый концерт состоялся 10 октября). Вскоре Владимира Рабея и Юрия Николаевского сменили Нина Баршай и Рудольф Баршай.

С первых лет Квартет поражал разнообразием своего репертуара. Наряду с классическими квартетными опусами, музыканты практически сразу стали включать в свои программы произведения современных советских композиторов. Только за первые пять сезонов они исполнили около ста таких сочинений. Среди авторов, произведения которых играли музыканты Квартета, — Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Дмитрий Кабалевский, Моисей Вайнберг, Борис Чайковский, Герман Галынин, Юрий Левитин, Николай Пейко, Виссарион Шебалин, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и другие. Многие сочинения впервые прозвучали именно в исполнении Квартета и были ему посвящены. В программах коллектива рождалась история советской камерной музыки.

В 1955 году, благодаря выдающемуся исполнению сочинений А. Бородина, коллектив получает свое имя – Квартет имени Бородина, которое сегодня во всем мире звучит как синоним высочайшего исполнительского мастерства. Второе десятилетие (1955–1965) становится временем стремительного творческого восхождения коллектива. К этому времени вторым скрипачом в ансамбле стал Ярослав Александров, а альтистом Дмитрий Шебалин – сын композитора Виссариона Яковлевича Шебалина. Новый состав (Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский) просуществовал более 20 лет, до середины 70-х годов. Дмитрий Виссарионович Шебалин проиграл в Квартете 43 года, параллельно являясь профессором Московской консерватории и воспитав много известных исполнителей камерной музыки.

В 1955 году Квартет имени Бородина впервые выехал за рубеж. За десять лет коллектив побывал в двадцати странах, включая Чехословакию, Германию, Италию, Швецию, Финляндию, а также США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Всем концертам коллектива сопутствовал огромный успех. О «бородинцах» стали говорить как об одном из лучших квартетов мира.

В 1950 году началось содружество Квартета со Святославом Рихтером, продлившееся более четырех десятилетий. В ансамбле с великим артистом было сыграно 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений, в том числе квинтеты Дворжака, Шостаковича, Франка, Шумана, Брамса, Регера, Копленда. Эти концерты и записи принадлежат к вершинам мирового исполнительства.

В 1975 году покинул СССР Ростислав Дубинский — «первая скрипка» Квартета, который на протяжении первых 30 лет с момента основания являлся творческим вдохновителем Квартета. Именно с его именем связано зарождение собственного музыкального почерка «бородинцев». Его уход, естественно, стал ударом для коллектива. Примерно в то же время из-за болезни из Квартета был вынужден уйти и скрипач Ярослав Александров.

Многие тогда говорили, что Квартету имени Бородина суждено прекратить свое существование. Однако коллектив выстоял. И возобновление после небольшого перерыва зарубежных гастролей ансамбля доказало, что ему удалось сохранить свои блестящие художественные достоинства. Первым скрипачом коллектива стал молодой музыкант Михаил Копельман, который уже являлся в то время концертмейстером оркестра Московской филармонии. Ярослава Александрова за вторым пультом сменил Андрей Абраменков, многие годы до этого игравший в Московском камерном оркестре под управлением Рудольфа Баршая. В новом составе «бородинцы» заново записали квартеты Бородина, и эта запись была признана в Великобритании лучшей записью года.

Особая страница в жизни ансамбля – творческое сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем, длившееся более 30 лет. «Бородинцы» исполняли его квартеты с самого начала своего творческого пути до последнего года жизни композитора, находясь в тесном контакте с автором. Последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста (на посвященном творчеству Шостаковича фестивале современной музыки в Горьком, 23 февраля 1964 года) было исполнение собственного Фортепианного квинтета совместно с музыкантами Квартета имени Бородина.

«Бородинцы» поставили 15 квартетов Шостаковича вровень с такими великими образцами квартетной литературы, как цикл бетховенских квартетов. Благодаря им, квартеты Шостаковича прозвучали тысячи раз по всему земному шару.

После смерти Шостаковича в 1975 году работа над произведениями композитора не была прекращена. «Шостакович у Квартета имени Бородина, как говорится, в крови...», — писал обозреватель кливлендской газеты Дональд Розенберг. Масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был исполнен музыкантами (начиная с 1980 года) десятки раз в Москве, а также во многих городах России и мира — Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кёльне, Франкфурте-на-Майне, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке и многих других. Запись всех 15 квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986), также была переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира — EMI и BMG. Начиная с середины 90-х годов, вновь происходит постепенное обновление и омоложение коллектива. В 1996 году «первой скрипкой» Квартета стал Рубен Агаронян, а Дмитрия Шебалина на позиции альта сменил Игорь Найдин. В 2007 году вместо Валентина Берлинского в Квартет пришел Владимир Бальшин. С 2011 года вместо Андрея Абраменкова в квартете играет Сергей Ломовский.

В биографии Квартета — около семи тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии, которые посетили около миллиона слушателей, сотни записей, удостоенные самых престижных наград, участие в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестивали в Зальцбурге, Эдинбурге, Париже, Стамбуле, Бонне, Олдборо, Лондоне, Токио и многих других городах).

С «бородинцами» выступали выдающиеся солисты прошлого и наших дней, среди которых Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Александр Гольденвейзер, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Святослав Кнушевицкий, Мстислав Ростропович, Белла Давидович, Элисо Вирсаладзе, Наум Штаркман, Николай Петров, Михаил Плетнёв, Владимир Крайнев, Елизавета Леонская, Людмила Берлинская, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Кристоф Эшенбах, Андраш Шифф, Менахем Пресслер, Трульс Мерк, Майкл Коллинз, Марио Брунелло, Сабина Майер, Олег Майзенберг, Алексей Любимов, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Володин.

Диски Квартета вышли на фирмах Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. В сумме они включают более ста сочинений.

Коллектив сохраняет высочайший профессиональный уровень, особый «фирменный» почерк, неповторимый звук, непревзойденное искусство ансамбля. Перемены не изменили ни интенсивности концертной жизни, ни уровня выступлений «бородинцев». Значительным достижением Квартета стала запись всех квартетов Бетховена на английской фирмe Chandos. Недавно Квартет подписал контракт на запись всех квартетов Шостаковича с фирмой Decca. Первый диск цикла вышел в марте 2015 года.

Большая заслуга в преемственности и сохранении традиций Квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Александровичу Берлинскому (1925–2008). Валентин Берлинский говорил, что, когда создавался коллектив, «идея была как раз в том, что Квартет должен существовать постоянно». Сам Валентин Александрович отдал игре в Квартете имени Бородина 62 года. Много сил он отдавал преподавательской и общественно-организаторской деятельности: был профессором Российской академии музыки имени Гнесиных, организатором и председателем жюри Конкурса квартетов имени Шостаковича, художественным руководителем Международного фестиваля искусств имени академика А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде.

Свое 70-летие коллектив отметил выступлениями в важнейших концертных залах мира, таких как Консертгебау в Амстердаме, Концертхаус в Берлине, Музикферайн в Вене, Сите-де-ла-музик в Париже, Кёльнская филармония, Вигмор-холл в Лондоне, Альте-опера во Франкфурте, Московская консерватория, Мариинский зал Санкт-Петербурга, Тонхалле Цюриха; а также на фестивалях Шлезвиг-Гольштейн и Рейнгау в Германии, в Стамбуле, Бергене и многих других.

Государственный квартет имени Бородина — лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии мэрии Москвы (1998), Государственной премии России (2001).

В 2015 году Квартет был награжден премией имени Д. Шостаковича в Горише (Германия) и премией Lifetime Achievement Award на Стамбульском музыкальном фестивале.
Рубен Агаронян (1-я скрипка) — народный артист Армении, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Армении, Государственной премии России, кавалер Ордена Дружбы народов и Ордена Почета, профессор.

Окончил Московскую консерваторию у Ю. Янкелевича и аспирантуру у Л. Когана. Лауреат международных конкурсов в Монреале, имени Дж. Энеску, имени П. И. Чайковского и других.

Как солист гастролировал в городах СССР и России, странах СНГ, Европы, Азии, Америки. В его репертуаре — шедевры мировой скрипичной литературы, а также произведения современных армянских композиторов, некоторые из которых посвящены скрипачу.

В 1982-1996 годах был художественным руководителем Государственного камерного оркестра Армении, с 1971 по 1996 — профессор Ереванской консерватории.

Сергей Ломовский (2-я скрипка) окончил Московскую консерваторию по классу профессора Н. Бешкиной и аспирантуру по классу профессора С. Кравченко. Обладатель Гран-при Конкурса камерных ансамблей в Анконе (Италия) в составе «Московского струнного трио». Участник фестивалей камерной музыки в Европе и странах ближнего зарубежья, где выступал с В. Третьяковым, Ю. Башметом, М. Брунелло, С. Накаряковым и другими известными музыкантами. В 1992-2011 годах — концертмейстер группы вторых скрипок Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета. Награжден Почетным знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ.

Игорь Найдин (альт) — заслуженный артист России, лауреат Государственной премии России. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Учился на скрипке в ЦМШ при Московской консерватории у профессора М. Глезаровой, затем в Московской консерватории по классу скрипки и одновременно по классу альта у профессора Ю. Башмета. Играл в Квартете Russo, сформировавшемся в классе М. Копельмана (занятия с квартетом проводили также В. Берлинский и Д. Шебалин).

Лауреат международных квартетных конкурсов: «Концертино Прага», в Италии и И. Менухина в Лондоне, победитель Международного конкурса альтистов Ю. Башмета в Москве (1995). Преподает в Московской консерватории.

Владимир Бальшин (виолончель) — заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (класс профессора Н. Шаховской). В составе Квартета Russo стал лауреатом международных конкурсов в Италии и конкурса И. Менухина в Лондоне. В 1994 году награжден специальным призом на Международном конкурсе виолончелистов М. Ростроповича в Париже. Дипломант XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского, лауреат Международного конкурса виолончелистов имени А. Янигро (Загреб). В 1993-1998 годах играл в Камерном ансамбле «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета. В 1998-2007 годах — солист ансамбля «Брамс-трио». Преподает в Московской консерватории.

Академический Большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра

Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем был выдающийся мастер хорового искусства А. В. Свешников. В разное время коллективом руководили замечательные музыканты — Н. С. Голованов, И. М. Кувыкин, К. Б. Птица, Л. В. Ермакова.

В 2005 году в Академический Большой хор, получивший название «Мастера хорового пения», на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович.

Само название — «Мастера хорового пения» — предопределило профессионализм, высокий исполнительский уровень, исключительную оперативность и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист. За 85 лет хор исполнил более 5000 произведений — опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Записи многих из этих произведений вошли в «Золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Grand Prix конкурса грамзаписей в Париже, «Золотая медаль» в Валенсии). В исполнении Большого хора впервые прозвучали многие хоровые произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, А. Хачатуряна, О. Тактакишвили, В. Агафонникова, Ю. Евграфова и других композиторов.

С Большим хором в разное время работали дирижеры Е. Светланов, М. Ростропович, В. Спиваков, Д. Китаенко, В. Федосеев, Г. Риллинг, Г. Рождественский, А. Дзедда, Э. Морриконе, В. Юровский, М. Плетнёв, К. Эшенбах; певцы Е. Образцова, И. Архипова, Н. Гедда, Д. Хворостовский, А. Нетребко, М. Гулегина, Д. Алиева, В. Ладюк, Д. Корчак, З. Соткилава, Е. Нестеренко, Р. Аланья, А. Георгиу.

Хор выступал в самых престижных концертных залах России, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехословакии, Японии, Южной Кореи, Катара, Индонезии. «Мастера хорового пения» выезжают на гастроли в различные регионы нашей страны, в числе которых Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Хор принимал участие в «Международном осеннем хоровом фестивале имени профессора Б. Г. Тевлина» (2012-2014), фестивалях «К 80-летию Родиона Щедрина» (2012), «Дню Победы посвящается…» (2013), проектах: «И снова вместе!» (торжественный музыкальный вечер, посвященный воссоединению России и Крыма при поддержке Президента РФ В. В. Путина, 2014), «Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский» (2014-2015). На сцене Большого зала консерватории под управлением Л. Конторовича были исполнены «Реквием» Дж. Верди, Месса си минор И. С. Баха (совместно с Национальным филармоническим оркестром России), «Маленькая торжественная месса» Дж. Россини (2014), русская литургия Р. Щедрина «Запечатленный ангел» (2015), проведен Юбилейный фестиваль «85 лет Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и другие проекты.

Коллектив — постоянный участник Московского Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители — Владимир Спиваков и митрополит Иларион) и Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.

В 2008 и 2012 годах Академический Большой хор принимал участие в церемониях инаугураций президентов Российской Федерации В. В. Путина и Д. А. Медведева, а в 2014 году — в торжественном концерте Саммита глав Прикаспийских государств (Астрахань).