Германия
Каталог концертов

Германия

Год выхода:
2015
Страна производитель:
Россия
Длительность:
103 мин.

Елизавета Леонская

Елизавета Леонская является одной из наиболее почитаемых пианисток нашего времени. Она родилась в Тбилиси в русской семье. Будучи очень одаренным ребенком, дала свои первые концерты уже в возрасте 11 лет. Вскоре, благодаря своему исключительному таланту, пианистка поступила в Московскую консерваторию (класс Я.И. Мильштейна) и в годы студенчества удостоилась призов на престижных международных конкурсах имени Дж. Энеску (Бухарест), имени М. Лонг-Ж. Тибо (Париж) и Бельгийской Королевы Елизаветы (Брюссель).

Мастерство Елизаветы Леонской оттачивалось и в значительной степени находилось под влиянием ее творческого содружества со Святославом Рихтером. Мэтр увидел в ней исключительный талант и способствовал его развитию не только как преподаватель и наставник, но и как партнер по сцене. Совместное музыкальное творчество и личная дружба между Святославом Рихтером и Елизаветы Леонской продолжались до смерти Рихтера в 1997 году. В 1978 году Леонская покинула Советский Союз, новым домом для нее стала Вена. Сенсационное выступление артистки на Зальцбургском фестивале в 1979 году ознаменовало начало ее блестящей карьеры на Западе.

Елизавета Леонская солировала практически со всеми ведущими оркестрами мира, в том числе с Нью-Йоркским филармоническим, Лос-Анджелесским, Кливлендским, Лондонским филармоническим, Королевским и Симфоническими оркестрами Би-Би-Си, оркестрами Берлинской филармонии, Цюрихским Тонхалле и Лейпцигским Гевандхаус-оркестром, Национальным оркестром Франции и оркестром де Пари, амстердамским Консертгебау, Чешским и Роттердамским филармоническими оркестрами, а также с оркестрами радио Гамбурга, Кельна и Мюнхена под управлением таких выдающихся дирижеров, как Курт Мазур, Сэр Колин Дэвис, Кристоф Эшенбах, Кристоф фон Дохнаньи, Курт Зандерлинг, Марис Янсонс, Юрий Темирканов и многих других. Пианистка является частым и желанным гостем на престижных музыкальных фестивалях в Зальцбурге, Вене, Люцерне, Шлезвиг-Гольштейне, Руре, Эдинбурге, на фестивале «Шубертиада» в Хоэнемсе и Шварценберге. Она дает сольные концерты в главных музыкальных центрах мира – Париже, Мадриде, Барселоне, Лондоне, Мюнхене, Цюрихе и Вене.

Несмотря на насыщенный график сольных выступлений, особенное место в ее творчестве занимает камерная музыка. Она часто сотрудничает со многими известными музыкантами и камерными коллективами: с квартетами Альбана Берга, имени Бородина, Гварнери-кваретом, Венским филармоническим камерным ансамблем, Генрихом Шиффом, Артемис-квартетом. Несколько лет назад она выступила в цикле концертов Венского Концертхауса, исполнив фортепианные квантеты с ведущими струнными квартетами мира.

Итогом блестящих творческих достижений пианистки являются ее записи, которые отмечены такими престижными премиями, как Caecilia Prize (за исполнение сонат для фортепиано Брамса) и Diapason d’Or (за запись произведений Листа), Midem Classical Award (за исполнение фортепианных концертов Мендельсона с Камератой Зальцбурга). Пианисткой сделаны записи фортепианных концертов Чайковского (с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и Лейпцигским Гевандхаус-оркестром под управлением Курта Мазура), Шопена (с Чешским филармоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази) и Шостаковича (с Камерным оркестром Сент-Пола), камерных сочинений Дворжака (с квартетом Альбана Берга) и Шостаковича (с Квартетом имени Бородина).

В Австрии, которая стала для Елизаветы вторым домом, блестящие достижения пианистки снискали широкое признание. Артистка стала Почетным Членом Konzerthaus города Вены. В 2006 году она была награждена Австрийским Крестом Почета первой степени за вклад в культурную жизнь страны – высшей наградой в этой области в Австрии.

Юрий Башмет

Есть музыканты, которым Богом и Судьбой предназначено не только достичь самых высоких вершин в творчестве, заслужить всемирный авторитет и бесконечную любовь слушателей, но всей своей сущностью открыть новые горизонты для будущих поколений. Таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства.

Юрий Башмет родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую консерваторию. Его педагогами были профессора В. В. Борисовский и Ф. С. Дружинин. Еще в студенческие годы музыкант стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975 г., вторая премия) и Мюнхене (1976 г., первая премия). О Башмете заговорили как о феноменально одаренном артисте. «… По совершенству трактовки и блеску звукоизвлечения его можно сравнить только с Давидом Ойстрахом…», – писала немецкая газета.

В качестве солиста Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayrische Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, Wiener Philharmonic, Orchestra Radio France.

Современными композиторами, среди которых Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, специально для Башмета написаны или ему посвящены более 50 произведений.

Юрий Башмет – основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.

Своей дирижерской деятельностью, начавшейся в 1982 году по совету Святослава Рихтера, маэстро подтвердил блистательную репутацию харизматичного современного художника с безупречным вкусом и чувством стиля.

В 1992 году Юрий Башмет создал Камерный ансамбль «Солисты Москвы», участниками которого стали талантливые молодые музыканты – выпускники и аспиранты Московской консерватории.

В 2008 году ансамбль вместе с Юрием Башметом стал лауреатом премии «Грэмми». Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный этой престижной премии за всю ее 50-летнюю историю.

С 2002 года Юрий Башмет – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Симфонические абонементы Башмета в центральных залах Москвы раскрывают масштаб творческих пристрастий музыканта. Русская музыка – Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович; европейская классика – Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт; современное авторы – Шнитке, Губайдулина, Канчели. Эти шедевры предстают в совершенном исполнении мастера, глубоко познавшего тайну музыкального языка и артистической свободы. Выступления оркестра за рубежом в таких странах, как Франция, Германия, Греция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Испания, Австрия, Турция, Болгария, Индия, Финляндия, Япония вызывают всплеск восторженных отзывов: «За дирижерским пультом стоял чрезвычайно одаренный музыкант, всемирно известный альтист Юрий Башмет. Исполнение 5-й Симфонии П. Чайковского, высшего проявления русского симфонизма, было наполнено мрачной меланхолией, нежной лирикой и неукротимым темпераментом… Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего Pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки. Во второй части меланхолия хватала за душу, а глубоко прочувствованное великолепное соло рога заставило заплакать некоторых слушателей. Сказочно-прекрасная интерпретация получила бурное одобрение публики» (NACHRICHTEN, Линц, Австрия).

Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о его творчестве. Сам Маэстро – автор и ведущий телепрограммы «Вокзал Мечты».

Многолетняя творческая дружба и многочисленные совместные концерты связывали Юрия Башмета и Святослава Рихтера, и после смерти Рихтера, бывшего на протяжении 16 лет художественным руководителем легендарных «Декабрьских вечеров», Юрий Башмет стал его преемником. Помимо этого, одного из крупнейших музыкальных фестивалей в мире, Маэстро возглавляет музыкальные фестивали «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.

Юрий Башмет – руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске, где его именем названа Детская музыкальная школа № 1, и Юношеской музыкальной академии стран СНГ во Львове (Украина).

В 2012 году под артистическим руководством Юрия Башмета впервые был создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 юных музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.

Созданный музыкантом Международный Благотворительный Фонд учредил Международную премию им. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства, которая присуждена Гидону Кремеру, Томасу Квастхоффу, Виктору Третьякову, Валерию Гергиеву, Анне-Софи Муттер, Ольге Бородиной, Ирине Антоновой, Наталии Гутман, Евгению Кисину, Максиму Венгерову, Алексею Ратманскому, Ефиму Бронфману, Денису Мацуеву, Тан Дуну.

Юрий Башмет участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холле (с участием Элтона Джона и Стиви Уандера), в Лондоне (памяти принцессы Дианы) и концертов, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, в фонды помощи детям-инвалидам.

С 2009 года Юрий Башмет является Первым Послом XXII зимних Олимпийских игр в городе Сочи.

По выражению издания The Times: «Юрий Башмет, без сомнения, – один из величайших ныне живущих музыкантов».

Иоганнес Брамс

По масштабу творческой личности И. Брамса часто сравнивают с двумя другими великими фигурами немецкой музыки – Бахом и Бетховеном - ибо искусство каждого их них знаменует кульминацию целой эпохи в истории музыки.

Во второй половине 19-го века Брамс явился наиболее глубоким и последовательным продолжателем классических традиций, обогатившим их новым романтическим содержанием.

В сочинениях композитора обобщается музыкальный опыт нескольких столетий. Нити, соединяющие произведения Брамса с музыкой предшествующих эпох, тянутся не только к классике, но и проникают в глубь значительно дальше. Средневековые церковные лады, канонические ухищрения старых нидерландцев, стиль Палестрины – все это воскресает в композициях Брамса. Фугами, мотетами a cappella, хоральными прелюдиями и пассакалиями он приближается к творениям Баха, грандиозной «Триумфальной песнью» – к ораториям Генделя. Музыка Брамса, наследующая романтический психологизм Шумана, вбирает в себя и правдивую простоту народной песни, и по-новому «выстроенную» шубертовскую первозданность, и мудрость откровений позднего Бетховена. Выбирая жизнеспособное и устойчивое, Брамс никому не подражает, а создает синтез, живой и перспективный, рассчитанный «на вечные времена».

Приверженность Брамса к старым формам привела к тому, что радикальная «новонемецкая веймарская школа», члены которой группировались вокруг Листа и Вагнера, упрекала его в реакционном образе мыслей. Действительно, Брамсу было многое чуждо в творчестве его современников-новаторов. Увлечение театром и музыкальной драмой не стало близким его одухотворенной, ушедшей в себя натуре. Программная музыка осталась тоже вне интересов композитора. Не стал он продолжателем «лейпцигской школы», которая после деятельности ярких представителей Шумана и Мендельсона стала оплотом рутины и академизма.

Композитор отразил в своих произведениях сложный душевный мир современника. Его музыка воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством, ей присущи душевная отзывчивость, порой она обретает эпическую мощь. В музыке Брамса как бы два полюса – бурно протестующее, «взрывчатое» начало и интимная задушевная лирика широкого дыхания. Страсть и нежность, порыв и отчаяние сплетаются в единый клубок противоречий. Но верный ученик и последователь венских классиков, Брамс поставил перед собой трудную задачу – кипящую лаву романтических чувств облечь в стройные классические формы, умерить лирическую взволнованность рациональным, взвешенным наблюдением. В этом сочетании классического с романтическим, в его усложненном претворении заключается своеобразие творчества Брамса.

Альфред Шнитке

В 2014 году отмечался 80-летий юбилей Альфреда Шнитке – одного из наиболее самобытных отечественных композиторов послевоенной эпохи.

Помимо произведений для музыкального театра и симфоническом жанре (в котором он заявил о себе едва ли ни как самый значительный русский композитор после Шостаковича), Шнитке создал целое направление в музыке к драматическому театру и кино – в том числе благодаря сотрудничеству с такими режиссёрами, как Юрий Любимов, Элем Климов, Михаил Швейцер и др. Программность и театральность свойственны по сути всей его музыке. Композитор, начинавший свой творческий путь в конце 1950-х годов как последователь Шостаковича и Стравинского, а затем, в 1960-е годы продолживший его под воздействием «нововенцев» (Берга, Веберна) и композиторов-современников послевоенной Европы (Булеза, Штокхаузена, Лигети, Лютославского, Берио, Бернда Алоиза Циммермана), пришёл в результате к особого рода концептуальной, театрализированной полистилистике и коллажности, ставшей для многих «визитной карточкой» его творчества.

На сегодняшний день Шнитке относится к самым часто исполняемым в мире русским композиторам. Немалую роль в популяризации его творчества в России и за рубежом сыграли такие выдающиеся музыканты, как Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Александр Лазарев, Лев Маркиз, Марк Лубоцкий, Гидон Кремер, Олег Каган, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Александр Ивашкин, Лев Михайлов, Хайнц Холлигер и многие другие. Владимир Юровский относится уже к следующему поколению музыкантов, в чьём репертуаре произведения Шнитке занимают столь же прочное место, как и у его предшественников.

Людвиг ван Бетховен

Музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке — В. А. Моцарте, когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен. Крестили его 17 декабря 1770 г., назвав в честь деда, почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии. Первые музыкальные знания Бетховен получил от отца и его сослуживцев. Отец хотел, чтобы он стал «вторым Моцартом», и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование.

Большое воздействие на него оказал К. Нефе, обучавший его композиции и игре на органе, — человек передовых эстетических и политических убеждений. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу: в 13 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста; позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды. Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений: 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них — всем знакомая песня «Сурок», трогательная «Элегия на смерть пуделя», бунтарски—плакатная «Свободный человек», мечтательная «Вздох нелюбимого и счастливая любовь», содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, «Жертвенная песня», которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (посл. ред. — 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 г. он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену — крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки — К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и другие, в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить свое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один». Из многочисленных аристократок — учениц Бетховена — его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. и Ж. Брунс, М. Эрдеди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. В 1792-1802 гг. были созданы 3 фортепианных концерта и 2 десятка сонат. Из них только Соната № 8 («Патетическая») имеет авторское название. Сонату № 14, носящую подзаголовок соната-фантазия, назвал «Лунной» поэт-романтик Л. Рельштаб. Устойчивые наименования укрепились также за сонатами № 12 («С Траурным маршем»), № 17 («С речитативами») и более поздними: № 21 («Аврора») и № 23 («Аппассионата»). К первому венскому периоду относятся, помимо фортепианных, 9 (из 10) скрипичных сонат (в том числе № 5 — «Весенняя», № 9 — «Крейцерова»; оба названия также неавторские); 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов, ряд ансамблей для различных инструментов (в том числе жизнерадостно-галантный Септет). С началом XIX в. начался и Бетховен как симфонист: в 1800 г. он закончил свою Первую симфонию, а в 1802 — Вторую. В это же время была написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе». Появившиеся в 1797 г. первые признаки неизлечимой болезни — прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г., который отразился в знаменитом документе — «Гейлигенштадтском завещании». Выходом из кризиса стало творчество: «...Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», — писал композитор. — «Только оно, искусство, оно меня удержало». 1802—12 гг. — время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными основным идеям Французской революции и освободительных движений начала XIX в. Эти идеи воплотились в Третьей («Героической») и Пятой симфониях, в тираноборческой опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт» в Сонате № 23 («Аппассионате»). Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой («Пасторальной») симфонии, в Скрипичном концерте, в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах. Народные или близкие к народным мелодии звучат в Седьмой симфонии и в квартетах №№ 7-9 (так называемых «русских» — они посвящены А. Разумовскому; Квартет №8 содержит 2 мелодии русских народных песен: использованную много позднее также и Н. Римским-Корсаковым «Славу» и «Ах, талан ли мой, талан»). Мощным оптимизмом полна Четвертая симфония, юмором и слегка иронической ностальгией по временам Гайдна и Моцарта пронизана Восьмая. Эпически и монументально трактуется виртуозный жанр в Четвертом и Пятом фортепианных концертах, а также в Тройном концерте для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Во всех этих произведениях нашел самое полное и окончательное воплощение стиль венского классицизма с его жизнеутверждающей верой в разум, добро и справедливость, выраженной на концепционном уровне как движение «через страдание — к радости» (из письма Бетховена к М. Эрдеди), а на композиционном — как равновесие между единством и многообразием и соблюдение строгих пропорций при самых крупных масштабах сочинения.

1812-15 гг. — переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно—монархические тенденции. Стиль героического классицизма, выражавший дух революционного обновления конца XVIII в. и патриотические настроения начала XIX в., должен был неминуемо или превратиться в помпезно-официозное искусство, или уступить место романтизму, который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Эти сложные духовные проблемы пришлось решать и Бетховену. Он отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813—17 гг. отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№№ 4, 5) и фортепианные (№№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений — как бы экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 г. он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие — А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял. Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений — проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.

Творчество 1817-26 гг. ознаменовало новый взлет гения Бетховена и одновременно стало эпилогом эпохи музыкального классицизма. До последних дней сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, граничащие с романтическими, но не переходящие в них. Поздний стиль Бетховена — уникальный эстетический феномен. Центральная для Бетховена идея диалектической взаимосвязи контрастов, борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли. Великий мастер сонатной формы, в которой прежде развивались драматические конфликты, Бетховен в поздних сочинениях нередко обращается к форме фуги, наиболее подходящей для воплощения постепенного становления обобщенной философской идеи. 5 последних фортепианных сонат (№№ 28-32) и 5 последних квартетов (№№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от слушателей — проникновенного восприятия. 33 вариации на вальс Диабелли и Багатели ор. 126 также являются подлинными шедеврами, несмотря на различие в масштабах. Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал H. Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты №№ 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» (1822).

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу», которую сам считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как «Торжественная», в которой претворилось все мастерство Бетховена—симфониста и драматурга. Обратившись к каноническому латинскому тексту, Бетховен выделил в нем идею самопожертвования во имя счастья людей и внес в финальную мольбу о мире страстный пафос отрицания войны как величайшего зла. При содействии Голицына «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге. Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Идея преодоления страдания и торжества света последовательно проведена через всю симфонию и с предельной ясностью выражена в конце благодаря введению поэтического текста, который Бетховен еще в Бонне мечтал положить на музыку. Девятая симфония с ее финальным призывом — «Обнимитесь, миллионы!» — стала идейным завещанием Бетховена человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв. Традиции Бетховена восприняли и так или иначе продолжили Г. Берлиоз, Ф. Лист, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С Прокофьев, Д. Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы — «отец додекафонии» А. Шёнберг, страстный гуманист А. Берг, новатор и лирик А. Веберн. В декабре 1911 г. Веберн писал Бергу: «Мало вещей столь чудесных, как праздник Рождества. ... Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена?» Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен остается не только одним из величайших гениев всех времен и народов, но и олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетенных, утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости.
Л. Кириллина

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством Маэстро приобрел свою неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

С оркестром сотрудничают прославленные дирижеры и исполнители, среди которых Валерий Гергиев, Тан Дун, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Лучано Акочелла, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Рауф Абдуллаев, Эмил Табаков, Максим Венгеров, Жан Люк Понти, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Денис Мацуев, Елизавета Леонская, Борис Березовский, Владимир Овчинников, Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Анне-Софи Муттер, Сергей Крылов, Кристоф Барати, Виктория Муллова, Наталия Гутман, Давид Герингас, Сергей Антонов, Александр Князев, сэр Джеймс Голуэй, Дебора Войт, Анна Нетребко, Лора Клейкомб, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Анна Катерина Антоначчи, Патриция Чьофи, Элина Гаранча, Анита Рачвелишвили, Мерав Барнеа, артисты балета Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа, актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков.

С 2002 года оркестр дал более 650 концертов в России и за рубежом. Музыкантам «Новой России» рукоплескали слушатели в городах Поволжья, Золотого кольца, Урала, Сибири, Московской области, Прибалтики, Азербайджана, Белоруссии и Украины, а также Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Греции, Индии, Испании, Италии, Польши, Турции, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии, Южной Кореи.

«Оркестр продемонстрировал исключительное качество: абсолютную слаженность, точность и разнообразие глубины звука, полного нежности, страсти и безудержного накала» (CorrieredellaSera). «Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего Pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки» (NeuesVolksblatt, Линц).

Репертуар оркестра обширен и разнообразен. В нем сочетаются классика и современность, музыка разных стилей и жанров. Оркестр исполнил премьеры сочинений таких композиторов, как Дж. К. Менотти, А. Шнитке, Э. Денисов, М. Таривердиев, С. Губайдулина, Г. Канчели, А. Чайковский, Тан Дун, Ж. Л. Понти, Т. Такемицу, М. Фелдман, И. Райхельсон, Х. Ротт, Э. Табаков, А. Балтин, В. Комаров, Б. Франкштейн, Г. Бузоглы, В. Беляев.

Особое место в репертуарной политике оркестра занимают концерты для детей и юношества. «Новая Россия» — постоянный участник детских филармонических абонементов, концертов с участием юных солистов, благотворительных и образовательных акций.

Оркестр – постоянный участник Зимнего музыкального фестиваля Юрия Башмета в Сочи, Фестиваля Мстислава Ростроповича, Московского Пасхального фестиваля, международных фестивалей Юрия Башмета в Ярославле, Ростове-на Дону и Минске.

Оркестр принял активное участие в подготовке и проведении культурной программы XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Были записаны Олимпийский гимн, государственные гимны России и стран-участниц Олимпиады. Оркестр под управлением Юрия Башмета выступил с концертом на заседании Олимпийского комитета, на котором присутствовали президент России Владимир Путин, президент МОК Томас Бах и главы стран-участниц соревнований. Под аккомпанемент Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета был поднят Олимпийский флаг и прошла церемония открытия Олимпийских игр. «Произведения великих российских композиторов в их современном прочтении рисовали музыкальное полотно церемонии, по масштабу сопоставимое с самой Олимпиадой» («Русский век»).

В сезоне 2016/17 оркестр представляет в Московской филармонии три абонементных цикла: в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Консерватории и Концертном зале имени С. В. Рахманинова «Филармонии-2». Принимает также участие в абонементах «Оперные шедевры», «Звезды мировой оперы в Москве», «Великие фортепианные концерты», «Великие инструментальные концерты», «И слово в музыке звучит», «Симфоджаз братьев Ивановых», в абонементах для детей и юношества «Музыка, живопись, жизнь» и «По странам и континентам».

С оркестром выступают Юрий Башмет (в качестве дирижера и солиста), Дмитрий Ситковецкий (Великобритания, в качестве дирижера и солиста), дирижеры Александр Ведерников, Юстус Франтц (Германия), Адриан Прабава (Германия), Жан-Мари Зетуини (Франция), Вячеслав Валеев, Денис Власенко, Игорь Разумовский, Димитрис Ботинис, Ксения Жарко, Валентин Урюпин, солисты Николай Луганский, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, Елизавета Леонская (Австрия), Валерий Афанасьев (Франция), Виктор Третьяков, Наталья Лихопой, Гайк Казазян, Давид Герингас (Германия), Николас Альтштадт (Германия), Торлейф Тедеен (Швеция), Борис Андрианов, Мари-Николь Лемьё (Канада), Анита Рачвелишвили (Грузия), Джон Брэнси (США), Чарльз Кастроново (США),Ульяна Алексюк и другие.