Бонни и Клайд
Свой самый известный и самый успешный фильм, который, согласно единодушному мнению кинокритиков, открыл новую страницу в истории Голливуда, режиссер Артур Пенн мог бы не снять. Дело в том, что ему категорически не понравился сценарий. Но, поддавшись на уговоры Уоррена Битти, выступавшего на проекте не только в качестве исполнителя главной роли, но и продюсера, Пенн принял одно из самых верных решений в своей карьере.
Фильм снят по мотивам реальной и культовой истории из жизни Америки времен Великой депрессии — истории Бонни Паркер и Клайда Бэрроу, которые терроризировали население Среднего Запада в 30-е годы. Скромная официантка из Далласа (Фэй Данауэй) и практически профессиональный преступник (Уоррен Битти) встретились, полюбили друг друга и, организовав банду, начали грабить все, что попадалось им на пути: магазины, заправки, банки. Причем делали это с удовольствием, становясь все увереннее и беспощаднее. 23 мая 1934 года они попали в засаду на сельской дороге в Луизиане и были расстреляны в упор техасскими рейнджерами.
Фэй Данауэй, сыграв роль Бонни, которая ради любви пускается в фатальную, но романтическую погоню за смертью, мгновенно превратилась из подающей надежды актрисы с Бродвея в суперзвезду. Более того, она стала кумиром поколения. Тысячи девушек бросились покупать себе береты, головной убор, который носила Бонни, подражая героине Данауэй.
Свое право сниматься в картине актриса отвоевала на пробах у Джейн Фонды, Ширли Маклейн и только начинавшей тогда Шер. Последнюю от участия в проекте заставил отказаться муж и партнер по сцене музыкант Сонни Бони, не желая, чтобы его жена играла в дуэте с одним из главных плейбоев Голливуда. Да и сам Уоррен Битти всерьез подумывал о том, чтобы отдать свою роль Бобу Дилану, внешне куда больше похожего на реального Бэрроу.
В фильме собран прекрасный актерский ансамбль (в картине приняли участие молодые Джин Хэкмен и Джин Уайлдер), но единственного «Оскара» за роль второго плана (Бланш Бэрроу) получила Эстелл Парсонс. Также киноакадемики оценили работу оператора Бернетта Гаффи, который блестяще справился с задачей снять в цвете события 30-х годов — эпохи, которая до этого прочно ассоциировалась с черно-белым кино в жанре нуар.
Куда более щедрыми в своей оценке были зрители, которые обеспечили «Бонни и Клайд» звание одного из двадцати самых кассовых фильмов 60-х. Секрет успеха этого вестерна заключался не в лихом сюжете, а в том, что можно прочитать между строк. Пенн, снимавший фильм в разгар войны во Вьетнаме и накануне прокатившихся по Европе молодежных протестов 1968 года, испытывал сильное влияние французской «новой волны». Более того, студия «Уорнер бразерс» первоначально планировала отдать фильм Франсуа Трюффо, но тот в последний момент предпочел истории американских гангстеров съемки «451 градуса по Фаренгейту».
В итоге Пенн создал балладу о людях с обочины жизни, которые протестуют как умеют против власти и системы подавления личности. Произнося ставшую хрестоматийной фразу «Мы грабим банки», герои Пенна, по сути, изобрели новый жанр. «Бонни и Клайд» положил начало новой эпохе в истории Голливуда — New Hollywood, эпохе бунта, свободы и больших свершений. Заодно проложив дорогу десяткам фильмов, на свой лад интерпретировавших проблему мятежа, вызова и насилия, — от «Буча Кэссиди и Санденс Кида» Джорджа Р. Хилла до «Пустошей» Терренса Малика.