К 85-летию оркестра. Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Пьер Карло Орицио
Каталог концертов

К 85-летию оркестра. Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Пьер Карло Орицио

Год выхода:
2016
Страна производитель:
Россия
Длительность:
74 мин.

Пьер Карло Орицио

Итальянский дирижер Пьер Карло Орицио родился в Брешии. Получил образование как пианист под руководством Серджио Маренджони, по композиции у Джанкарло Фаччинетти, по дирижированию у Донато Ренцетти. Посещал мастер-классы Эмила Чакырова (Венеция, 1988) и Леонарда Бернстайна (Рим, 1989).

Пьер Карло Орицио регулярно выступает с ведущими оркестрами Европы (Датский национальный симфонический оркестр, «Камерата Зальцбург», Пражский симфонический и филармонический оркестры, Оркестр Итальянской Швейцарии, Симфонические оркестры Словенской филармонии в г. Любляна и Загребского телевидения и радио, Краковский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Норчепинга (Швеция), оркестр «Гайдн» (Больцано и Тренто), Сицилийский симфонический оркестр, Бухарестский филармонический оркестр им. Джордже Энеску, Государственный филармонический оркестр Армении), а также с Симфоническими оркестрами Китайского радио, Арканзаса (США) и многими другими.

Дирижер сотрудничает с всемирно известными солистами, в числе которых пианисты Пауль Бадур-Шкода, Борис Березовский, Лилия Зильберштейн, Фазиль Сай, Александр Торадзе, Мелвин Тан, Франсуа Жоэль Тиойе, Андреа Луккезини, скрипачи Уто Уги, Сергей Крылов, Сальваторе Аккардо, Марко Рицци, виолончелист Вэн-Син Янг, флейтист Джеймс Голуэй, певицы Чечилия Гасдиа, Этери Гвазава, Сара Мингардо.

Яркими событиями его карьеры стали концерт с Мстиславом Ростроповичем и оркестром «Виртуозы Праги» в г. Катанья в сезоне 1998/1999 гг., исполнение Реквиема Верди с хором и оркестром театра Верди в Триесте.

Для итальянской телерадиокомпании RAI маэстро Орицио в 2001 г. записал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Бетховена и Фортепианный концерт Шумана с Мартой Аргерих, а спустя два года — концертную программу с фортепианным дуэтом Катя и Мариэль Лабек.

С оркестром Международного фортепианного фестиваля Брешии и Бергамо П. К. Орицио с большим успехом выступал на международных музыкальных фестивалях в Фальстербо (Швеция), Сантандере (Испания), Людвигсбурге (Германия) и Сен-Рикье (Франция).

Дирижер неоднократно стоял за пультом лучших российских оркестров, среди которых Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Новосибирский симфонический оркестр.

Пьер Карло Орицио является художественным руководителем Международного фортепианного фестиваля, проходящего в городах Брешии и Бергамо, а также фортепианного фестиваля в Пекине.

Винченцо Беллини

Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (3 ноября 1801, Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор.

Происходил из семьи музыкантов (отец — дирижер, дед — органист и композитор). Учился в Неаполитанской консерватории. Написал 11 опер, из которых большим успехом пользовались «Капулетти и Монтекки» (1830, театр «Фениче», Венеция), «Сомнамбула» (1831, театр «Каркано», Милан), «Пуритане» (1835, «Театр Итальен», Париж). Наиболее значительное произведение — опера «Норма» (1831, театр «Ла Скала», Милан).

Постановки опер Беллини часто сопровождались патриотическими демонстрациями: в условиях роста национально-освободительного движения в Италии зрители находили в его операх актуальное политическое содержание. Беллини — крупнейший мастер итальянского стиля бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произведениях Беллини совершенствовали своё искусство выдающиеся итальянские певцы.

23 сентября 1835 года в предместье Парижа Беллини скончался от острого воспаления кишечника, осложненного абсцессом печени. Прах композитора покоится на Сицилии, в кафедральном соборе города Катания.

Отторино Респиги

Отторино Респиги (9 июля 1879, Болонья — 18 апреля 1936, Рим) — ведущий итальянский композитор-симфонист XX века, который проделал эволюцию от импрессионизма к неоклассицизму.

Сын учителя фортепиано, получил первые уроки музыки у своего отца. С 1891 г. учился в Болонском музыкальном лицее у Федерико Сарти (скрипка и альт) и Джузеппе Мартуччи (композиция), занимался также под руководством музыковеда Луиджи Торчи, от которого унаследовал интерес к итальянской музыке XVI—XVIII веков. В 1899 г. получил диплом инструменталиста и отправился в Россию, где играл в оркестре Мариинского театра при исполнении итальянского репертуара, а также на протяжении пяти месяцев изучал композицию в Санкт-Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова. Затем некоторое время работал в Москве, в дальнейшем вернулся в Болонью, где получил диплом и по композиции. Работал аккомпаниатором в вокальной школе Этельки Герстер, играл на альте в фортепианном квинтете под руководством Бруно Муджеллини. Некоторое время концертировал также в Германии, одновременно беря уроки композиции у Ферруччо Бузони и Макса Бруха. Затем полностью посвятил себя композиции. С 1913 г. преподавал в римской консерватории Санта-Чечилия, в 1923—1926 гг. ее директор.

В 1916 г. создал симфоническую поэму «Фонтаны Рима», в которой отразились его впечатления от четырех фонтанов Вечного города. За этим триумфом последовали «Пинии Рима» (1924), «Римские празднества» (1926) и сюита «Птицы» (1927).

Нино Рота

Нино Рота (3 декабря 1911, Милан — 10 апреля 1979, Рим) — итальянский композитор, автор музыки ко многим фильмам Феллини, а также к фильму «Крестный отец» Копполы.

Нино Рота родился в 1911 году в Милане, в семье музыкантов. В детстве, переехав в Рим, поступил в консерваторию, которую закончил в 1929 году. Еще в консерватории Рота прослыл вундеркиндом — он зарекомендовал себя как композитор и дирижер оркестра, а его первая оратория «L’infanzia di San Giovanni Battista« уже в 1923 году была поставлена в Милане и Париже.

С 1930 по 1932 год Рота жил в США, получил ученую степень в Кертисовском институте, где он учился композиции у Розарио Скалеро и по классу оркестра у Фрица Рейнера. По возвращении в Италию изучал литературу в Миланском университете; позднее, в 1937 году, начал преподавательскую карьеру. Начиная с 1950 и до своей смерти в 1979 году занимал пост директора консерватории Бари.

Автор ряда опер, в том числе: «Ariodante» (1942), «Torquemada» (1943), «I due timidi» (1950), «Il capello di paglia di Firenze» (1955), «La notte di un nevrastenico» (1959—1960), «Aladino e la lampada magica» (1968), «La visita meravigliosa» (1970), «Napoli milionaria» (1977) и балетов «La rappresentazione di Adamo ed Eva» (1957), «La Strada» (1965), «Aci e Galatea» (1971), «Le Molière imaginaire» (1976) и «Amor di poeta» (1978, был специально написан для Мориса Бежара). Кроме того, композитор создал огромное количество произведений для оркестра, многие из которых исполняются до сих пор во всем мире.

С начала 1940-х Рота начал писать музыку к кинофильмам, работал с режиссерами Ренато Кастеллани, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Марио Моничелли, Фрэнсисом Фордом Копполой (в 1974 году Рота был удостоен премии «Оскар« за лучшее музыкальное сопровождение к его фильму «Крестный отец: часть II«), Эдуардо де Филиппо, но наиболее плодотворным оказалось его многолетнее сотрудничество с Федерико Феллини — Рота является автором музыки ко всем его фильмам, начиная с «Белого шейха« (1952) и заканчивая «Репетицией оркестра« (1979).

Помимо музыки к кинофильмам, композитор являлся автором музыкального сопровождения для театральных постановок Эдуардо де Филиппо, Франко Дзеффирелли и Лукино Висконти. Скончался в Риме в 1979 году.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал свое право называться одним из лучших оркестров мира — право, завоеванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью.

Высокая репутация оркестра в мире — результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижерами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Владимир Федосеев.

В летопись оркестра вписаны имена дирижеров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран.

В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского — за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений.
Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. В репертуаре оркестра — монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова.

В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил свое 85-летие, исполнив поистине роскошные концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. Кроме того, с большим успехом был представлен уникальный проект «Моцарт. Письма к тебе», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат будет продолжен и в новом сезоне.

Деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева в сезоне 2016/2017 чрезвычайно разнообразна. В сентябре БСО представляет программы, приуроченные к 125-летию С. Прокофьева и 110-летию Д. Шостаковича. В октябре-ноябре состоятся масштабные гастроли оркестра в Великобритании и Китае. В декабре коллектив представит «Реквием» Дж. Верди и оперу Ш. Гуно «Фауст» в концертном исполнении. В марте осуществит европейскую премьеру реконструированной оперы П. Чайковского «Ундина» в Золотом зале венского Musikverein. Помимо европейских и азиатских гастролей запланированы выступления в российских городах – Ставрополе, Казани, Калининграде, Липецке, Туле, Зарайске, Протвино и Клину. Отдельный цикл концертов пройдет в Государственном Кремлевском дворце — его открытие посвящено музыке отечественного кино.

Центральной темой выступлений БСО в течение нескольких лет будет творчество Людвига ван Бетховена, ушедшего из жизни 190 лет назад. Его наследию оркестр посвящает цикл концертов «Бетховен. Письма к тебе…» и — уже в сезоне 2017/2018 — целый фестиваль. Основу этих проектов составляют инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора, сопровождать музыку будут его письма в исполнении артистов московских драматических театров.

В ближайших сезонах с оркестром выступят певцы Анна Аглатова, Алексей Татаринцев, Михаил Казаков, пианисты Денис Мацуев, Борис Березовский, Владимир Овчинников, Вадим Руденко, Андрей Коробейников, Павел Колесников, Филипп Копачевский, скрипачи Дмитрий Ситковецкий, Никита Борисоглебский, Андрей Баранов, Дженнифер Пайк, виолончелисты Александр Князев и Фёдор Землеруб.

Владимир Федосеев

Владимир Федосеев родился в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева — в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском «Opernhaus» («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и сегодня: в 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф — Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф — Алексей Ратманский).

Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он — первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); приглашенный дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год Владимир Федосеев являлся главным дирижером Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена.

При всем многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого он является уже более четырех десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры — с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже — с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия).

Одними из первых крупных работ дирижера с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева — в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева — становились бестселлерами. Пластинки с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon.

Владимир Федосеев — обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден «Почетного Креста I степени» за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. А в октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил маэстро орденом Почета.

«Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», — писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование — совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев — счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов — во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».