«Венский блеск». Иоганн Штраус и современники
Каталог концертов

«Венский блеск». Иоганн Штраус и современники

Год выхода:
2016
Страна производитель:
Россия

Питер Гут

Австрийский музыкант Питер Гут продолжает традиции Иоганна Штрауса, дирижируя оркестром со скрипкой в руках. Его искусство никого не оставляет равнодушным, даря публике море положительных эмоций.

Питер Гут окончил Венскую музыкальную академию, затем учился в Московской консерватории у Давида Ойстраха. Успешно выступал в составе Венского трио, получившего I премию на знаменитом конкурсе ARD в Мюнхене; был первым концертмейстером Симфонического оркестра радио Австрии.

Будучи знатоком венской музыки, Питер Гут получил дирижерские ангажементы от более сотни ведущих оркестров и известных фестивалей: его карьера развивается в крупнейших музыкальных центрах мира. Он выступает на гала-концертах и гастролирует со многими знаменитыми симфоническими оркестрами, среди которых Лондонский Королевский филармонический оркестр, Токийский симфонический оркестр NHK Симфонический оркестр Сан-Франциско и Цюрихский Тонхалле-оркестр.

Существенное место в деятельности дирижера занимает работа со Штраусовским фестивальным оркестром Вены, который он основал в 1978 году и возглавляет по сей день. Это — гастроли по всему миру, аудио- и видеозаписи, ежегодные праздничные новогодние гала-концерты в венском Концертхаусе, выступления в Кельнской филармонии.

Питер Гут неоднократно проводил новогодние концерты „Salute to Vienna“ в токийском Сантори-холле и нью-йоркском Линкольн-центре, а также в других известных концертных залах. Он аккомпанировал многим прославленным певцам, был музыкальным руководителем Фестиваля венской оперетты в Японии и дирижировал новыми постановками оперетт в оперных театрах, а также телевизионными версиями спектаклей «Веселая вдова», «Летучая мышь» и «Цыганский барон» на Испанском телевидении (RTVE).

В России маэстро давно сотрудничает с ведущими симфоническими и камерными коллективами. Он выступал в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, в Московском международном Доме музыки, а также на открытии фестиваля «Дни Вены». В Санкт-Петербурге Питер Гут принимал участие в Международном летнем фестивале «Большой вальс». С 2007 года музыкант занимает пост главного приглашенного дирижера Санкт-Петербургского государственного Театра музыкальной комедии, на сцене которого под управлением маэстро впервые в России прозвучала оперетта Роберта Штольца «Весенний парад».

В его обширной дискографии есть и такие эксклюзивные проекты: запись премьеры произведения „Strauss des Nordens“ датского композитора Ганса Христиана Лумби, отмеченная премией British Music Retailers Award, а также запись концерта с Симфоническим оркестром Австрийского радио (RSO), названный лучшей записью Marco Polo-Strauss Edition.

Помимо дирижирования Питер Гут преподает, пишет статьи. В 2006 году музыкант был награжден Золотым знаком отличия Вены (Goldene Verdienstzeichen des Landes Wien).

Франц Зуппе

Франц фон Зуппе (18 апреля 1819 — 21 мая 1895, Вена) — австрийский композитор и дирижер, автор популярных песен и оперетт.

Зуппе родился в хорватском городе Сплит, принадлежавшем тогда Австро-Венгрии. Часть его предков, по некоторым сведениям, родом из Бельгии, мать Зуппе — австрийка из Вены, есть и итальянцы. Зуппе — дальний родственник композитора Гаэтано Доницетти.

При рождении он получил имя Франческо Эдзекьеле Эрменеджильдо, кавалер Зуппе-Демелли (Francesco Ezechiele Ermenegildo, Cavaliere Suppé Demelli). Впоследствии, переселившись в Австрию, он свое имя сократил и германизировал. В романских странах его могут именовать Франческо Зуппе-Демелли.

Зуппе получил музыкальное образование в Задаре и Кремоне, и уже в детстве начал сочинять собственные композиции. Некоторое время изучал в Падуе право, но композиции не бросал, и постепенно приобрел известность как автор популярных песен.

Поворот в судьбе Зуппе наступил в 1840 году, когда Франц Ксавер Покорны пригласил его стать дирижером венского театра Theater in der Josefstadt. Зуппе написал более сотни оперетт, фарсов, балетов и др. сценических форм, поставленных как в этом, так и в других театрах Европы и США. Выступал и в качестве певца.

В конце жизни Зуппе стал уделять больше внимания созданию классической и духовной музыки.

Зуппе написал более 2 тысяч разных произведений. В основном это песни, хоры, романсы. Он также автор многочисленных месс, симфоний и концертных увертюр.

Для театра он написал около 30 оперетт и комических опер, из которых наиболее известны «Боккаччо», «Прекрасная Галатея» и «Фатиница». Его великолепные увертюры исполняются даже чаще, чем соответствующие оперетты и оперы.

Оперетта «Боккаччо» неоднократно экранизировалась.

Иоганн Штраус

Иоганн Штраус-сын (25 октября 1825, Вена — 3 июня 1899, там же) — австрийский композитор, дирижер и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Двое из четырех братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей.

Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.

1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.

Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской, но родители Ольги воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».

В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с русским офицером, женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz). Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую[3]. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.

Конец 1860-х — начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты.

1870: Штраус отказывается от придворных обязанностей (передаёт их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. Неожиданно, в возрасте 43 лет умирает брат Йозеф.

В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту, хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт.

50 шиллингов 1999 г — австрийская памятная монета, выпущенная по поводу 100-летия смерти Иоганна Штрауса-младшего.

1874: новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).

1878: после смерти Йетти Штраус женился на молодой немецкой певице Ангелине Дитрих. Вскоре этот брак распадается. В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира Антона Штрауса[4]. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского. Окончательно брак с Адель был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

1880: Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха.

1885: новый шедевр: оперетта «Цыганский барон», по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса.

1895: 70-летие Штрауса отмечает вся Европа.

Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер.

Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.

Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

Владимир Спиваков

В 1979 году выдающийся скрипач-виртуоз Владимир Спиваков обратился к музыкантам первого состава «Виртуозов Москвы» со словами: «Мы собрались, чтобы любить людей и любить друг друга». Принципы существования легендарного товарищества музыкантов остаются незыблемыми и сегодня. Звездный ансамбль солистов и концертмейстеров лучших симфонических и камерных оркестров столицы, в котором выступали участники прославленного квартета им. Бородина: Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский, передал эстафету новым поколениям талантливых музыкантов, победителей и лауреатов всероссийских и международных конкурсов. И всегда на первом месте по значимости были и остаются не только профессиональность и мастерство, но и человеческие качества людей, высокая этика отношений.

Сегодня у музыкантов нет неосвоенных территорий культурного пространства.С триумфом проходят концерты оркестра в европейских странах, в США, Канаде, Мексике, государствах Южной Америки, в Турции, Израиле, Китае, Корее, Японии и других. Музыканты выступают не только в лучших и самых престижных залах (Консертгебау в Амстердаме, Музикферайн в Вене, Ройял-Фестивал-холл и Альберт-холл в Лондоне, Плейель и Театр Елисейских Полей в Париже, Карнеги-холл и Эвери-Фишер-холл в Нью-Йорке, Сантори-холл в Токио и другие), но и в обычных концертных залах небольших провинциальных городов.

В разные годы с оркестром выступали выдающиеся музыканты, звезды мирового исполнительского искусства: Елена Образцова, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Иегуди Менухин, Шломо Минц, Джесси Норман, Хибла Герзмава, Мишель Легран, Гиора Фейдман, Саулюс Сондецкис, Миша Майский, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Евгений Кисин, Денис Мацуев, Пинхас Цукерман, Юлиан Рахлин, Максим Венгеров и другие.

География гастрольных поездок «Виртуозов Москвы» чрезвычайно широка: она включает в себя все регионы России, а также постсоветское пространство. Совсем недавно оркестр завершил выступления по дальним регионам страны от Магадана и Сибири до Кавказа и Калининграда. Для артистов нет маленьких городов и маленьких концертов. Поездки по России бесценны.

В каждом выступлении «Виртуозам Москвы» удается главное: эмоционально взволновать и интеллектуально увлечь любого, пусть даже неподготовленного человека, подарить ему радость общения с музыкальными шедеврами, возбудить в нем желание еще раз прийти на концерт. Для нас, как говорит маэстро Владимир Спиваков,творчество стало потребностью, а работа — искусством, которое, по выражению Пабло Пикассо, «смывает пыль повседневности с души».

Оркестр, отметивший недавно свое 35-летие, продолжает напряженную, но радостную творческую работу, поддерживая высочайший исполнительский уровень и право на амбициозное наименование «Виртуозы Москвы». Здесь каждый музыкант — яркая индивидуальность, а вместе они составляют ансамбль мирового уровня. От множества других камерных оркестров его отличает, прежде всего, истинно европейская культура ансамблевого исполнения, внимание к мельчайшим деталям и нюансам, бережная, не формальная, активная творческая позиция по отношению к авторскому замыслу, яркий артистизм, любовь и уважение к пришедшей на концерт публике.

Признание и любовь зрителей завоевала концертная программа под названием «Виртуозы Москвы. Сегодня и завтра», где главными участниками выступают талантливые стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, лауреаты международных конкурсов.

«Виртуозы Москвы» бережно относятся к традициям. В обширном репертуаре оркестра музыка различных стилей и эпох — от барокко до произведений Дмитрия Шостаковича, Кшиштофа Пендерецкого, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Гии Канчели и Астора Пьяццоллы. Ведется постоянная и кропотливая работа по созданию нотной библиотеки и музыкального архива звукозаписей.Оркестром выпущено несколько десятков компакт-дисков под ведущими лейблами.

Бессменным художественным руководителем, главным дирижером и солистом камерного оркестра «Виртуозы Москвы» с момента его создания является выдающийся скрипач, дирижер, меценат, видный общественный деятель — Владимир Спиваков. Именно благодаря маэстро Спивакову и его многолетней и кропотливой работе с оркестром, «Виртуозы Москвы», безусловно, входят в число лучших камерных оркестров мира, имеющих повсюду постоянную и благодарную аудиторию и высочайшую репутацию, которая завоевывалась годами упорного и созидательного творческого труда.

С 2003 года постоянной репетиционной базой оркестра является Московский международный Дом музыки.