Каждый за себя, а Бог против всех
Классика зарубежного кино

Каждый за себя, а Бог против всех

Год выхода:
1974
Страна производитель:
Германия
Жанр:
Драма
Длительность:
110 мин.
В ролях:
Бруно Шлейнштайн, Вальтер Ладенгаст, Бригитте Мира, Вилли Земмельрогге, Михаэль Крёхер, Ганс Музёус, Маркус Уэллер, Глория Доэр, Фолькер Прехтель, Херберт Ахтернбуш
Режиссёр:
Вернер Херцог

Вернер Херцог родился в Мюнхене 5 сентября 1942 года. Во время бомбежки дом был разрушен, поэтому родители уехали в глухую деревню. Влияние дикой природы впоследствии сильно сказалось на творчестве режиссера. Но еще больший след оставило знакомство в двенадцатилетнем возрасте с психически нездоровым актером Клаусом Кински. Позже Херцог станет постоянно работать с Кински.

Через несколько лет Вернер увлекся кинематографом и решил снять фильм, для чего выкрал камеру из киношколы в Мюнхене. Свой поступок он по сей день не считает преступлением. Дебютный игровой фильм Херцога «И карлики начинали с малого» об анархистах-лилипутах, поднявших бунт в исправительной колонии, вызвал такой скандал в Германии, что властям пришлось официально запретить его. Надо признать, что истерия не остановила режиссера, он продолжил снимать свои фильмы, где природа и музыка такие же важные персонажи, как и люди. А люди всегда руководствуются в поведении какими-то собственными, не похожими на привычные стереотипы мыслями и идеями. Спустя четыре года Вернер выпустит фильм «Каждый за себя, а Бог против всех», который принесет автору фантастический успех.

«Каждый за себя, а Бог против всех» – невыдуманная история двадцатилетнего Каспара Хаузера. В 1828 году на площади небольшого городка в Германии очутился странный человек. Он с трудом передвигался и мог произнести лишь одну фразу: «Я хочу стать кавалеристом, как и мой отец». Позднее, выучившись говорить чуть больше, он расскажет, что всю свою жизнь провел в подземелье, прикованный цепью. Единственный человек, которого он видел, был отвратительный старик, издевавшийся над несчастным. Каспар становится местной загадкой: выяснить, откуда он пришел и кто его родня, так и не удалось. В его лице многие нашли для себя бесплатное развлечение: в настоящем цивилизованном обществе, где каждый за себя, а Бог против всех, такой недочеловек – изгой до смерти. И именно этот аспект развития человеческой личности, а не тайна происхождения Каспара интересуют наблюдающего за его жизнью режиссера.

Однако, приступая к работе, Вернер почти отчаялся найти актера на роль «не такого», как все, Каспара. В это время он был в ссоре с Кински, поэтому и речи не могло быть о том, чтобы позвать его в новый проект. Профессиональные же актеры были слишком профессиональны и вызывали у режиссера откровенно неприязненные эмоции. Спас положение эксцентричный уличный клоун Бруно С. Вероятно, быть достоверным ему помог личный опыт: большую часть жизни странный парень Бруно провел в психиатрических клиниках.

Уникальность рассказанной истории была по достоинству оценена на Каннском кинофестивале, где картина получила Большой приз жюри, Приз Международной ассоциации кинокритиков (FIPRESCI) и Приз экуменического жюри.

Стоит также отметить влияние творчества Вернера Херцога на американский кинематограф. Совершенно очевидно, что режиссер Хэл Эшби снимал свой фильм «Будучи там», находясь под впечатлением от фильма «Каждый за себя, а Бог против всех». Но самым известным фильмом о наследнике судьбы Каспара стал «Форрест Гамп» Роберта Земекиса.

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин