Каждый за себя, а Бог против всех
«Каждый за себя, а Бог против всех» — невыдуманная история двадцатилетнего Каспара Хаузера. В 1828 году на площади небольшого городка в Германии очутился странный человек. Он с трудом передвигался и мог произнести лишь одну фразу: «Я хочу стать кавалеристом, как и мой отец». Позднее, выучившись говорить чуть больше, он расскажет, что всю свою жизнь провел в подземелье, прикованный цепью. Единственный человек, которого он видел, был отвратительный старик, издевавшийся над несчастным. Каспар становится местной загадкой: выяснить, откуда он пришел и кто его родня, так и не удалось. В его лице многие нашли для себя бесплатное развлечение: в настоящем цивилизованном обществе, где каждый за себя, а Бог против всех, такой недочеловек — изгой до смерти. И именно этот аспект развития человеческой личности, а не тайна происхождения Каспара интересуют наблюдающего за его жизнью режиссера. Однако, приступая к работе, Вернер почти отчаялся найти актера на роль «не такого», как все, Каспара. В это время он был в ссоре с Кински, поэтому и речи не могло быть о том, чтобы позвать его в новый проект. Профессиональные же актеры были слишком профессиональны и вызывали у режиссера откровенно неприязненные эмоции. Спас положение эксцентричный уличный клоун Бруно С. Вероятно, быть достоверным ему помог личный опыт: большую часть жизни странный парень Бруно провел в психиатрических клиниках.
Уникальность рассказанной истории была по достоинству оценена на Каннском кинофестивале, где картина получила Большой приз жюри, Приз Международной ассоциации кинокритиков (FIPRESCI) и Приз экуменического жюри. Стоит также отметить влияние творчества Вернера Херцога на американский кинематограф. Совершенно очевидно, что режиссер Хэл Эшби снимал свой фильм «Будучи там», находясь под впечатлением от фильма «Каждый за себя, а Бог против всех». Но самым известным фильмом о наследнике судьбы Каспара стал «Форрест Гамп» Роберта Земекиса.