Четыреста ударов
Классика зарубежного кино

Четыреста ударов

Год выхода:
1959
Страна производитель:
Франция
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
98 мин.
В ролях:
Патрик Оффэ, Робер Бове, Ивонн Клоди, Клод Мансар, Жак Моно, Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль, Жорж Фламан
Режиссёр:
Франсуа Трюффо

Название фильма переведено дословно, но на самом деле идиоматическое выражение faire les 400 coups означает «сплошные неприятности» или «кругом одни напасти». Это первая полнометражная картина кинокритика и синефила Франсуа Трюффо, которому к моменту выхода ленты на экраны исполнилось 27 лет. Один из самых известных фильмов французской «новой волны» считается лучшей лентой о подростках, входящих в большую жизнь, о пубертатном брожении духа.

Герою картины 14-летнему Антуану Дуанелю (Жан-Пьер Лео) кажется, что весь мир ополчился на него. Антуан живет с матерью, которая занята собой и устройством собственной личной жизни, не уделяя сыну много внимания, и с отчимом, которому и вовсе не до пасынка. В школе Антуана считают enfant terrible, источником всех и всяческих неприятностей. В итоге мальчик оказывается в исправительном лагере, но и там он оставаться не намерен.

Фильм Трюффо во многом автобиографичен. Многие кинокритики настаивают на том, что картина сделана в стилистике поэтического реализма французского режиссера 30-х годов Жана Виго (не случайно в фильме есть явные цитаты из его фильма «Ноль за поведение»), творческие приемы которого Трюффо мастерски развил и продолжил.

Кроме того, молодой режиссер благоговел перед творчеством Хичкока. Впрочем, практически все мастера «новой волны» преклонялись перед американским кино и брали его за образец. В 50-е годы в Америке появилось сразу несколько фильмов о «беспокойных» героях, которых не устраивает их обыденное существование. «Новая волна» приняла этот вызов и ответила несколькими картинами на подобную же тему. Всего через год после выхода «400 ударов» появится «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Ну а американцы, посмотрев французские фильмы, откликнулись своими «беспечными ездоками» и «бонни и клайдами».

Выбрать исполнителя главной роли было непросто. Франсуа Трюффо хотел, чтобы у героя были автобиографические черты, поэтому после длительного кастинга остановился на 14-летнем Жан-Пьере Лео – внешне почти своем двойнике.

Тандем Трюффо и Лео оказался настолько плодотворным, что режиссер не раз возвращался к приключениям своего альтер эго. О повзрослевшем Антуане, которого по-прежнему играл Жан-Пьер Лео, было создано еще три полнометражных фильма – «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970) и «Сбежавшая любовь» (1979), но они ощутимо проигрывали эпилогу.

Помимо необычного сюжета следует отметить операторскую работу и монтаж. Они еще не настолько смелые и новаторские, как в годаровском «На последнем дыхании», будущем флагмане «новой волны», но уже присутствует свобода, с которой камера снимает приключения Дуанеля. В стилистике фильма чувствуется влияние документального кино, которое к тому времени все сильнее воздействовало на игровой кинематограф. Кроме того, Трюффо, добиваясь естественности, не заставлял актеров заучивать текст наизусть, а предлагал импровизировать.

Фильм «400 ударов», посвященный историку и теоретику кино Андре Базену, сам мгновенно стал предметом для исследований киноведов и изучения в киношколах. Финальный кадр, в котором Дуанель, нарушая законы киноязыка, смотрит в камеру, а затем его изображение застывает, впоследствии многократно цитировался и пародировался.

В 1959 году в Каннах фильм произвел фурор и получил приз фестиваля за лучшую режиссуру.

 

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин
На последнем дыхании
Драма
1960
87 мин