Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1966
  • Боевик, История, начало XX века
  • Эдмонд Кеосаян
  • 73 мин
  • 1976
  • Драма, Мелодрама
  • Динара Асанова
  • 93 мин

Зеркало для героя

1987 | СССР | Сказка, Фантастика | 94 мин.
В ролях: Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин, Наталья Акимова, Феликс Степун, Елена Гольянова, Яков Степанов, Виктор Смирнов, Николай Стоцкий, Сергей Паршин
Режисcёр: Владимир Хотиненко
Производитель: Свердловская киностудия
10186
«Зеркало для героя» — художественный фильм Владимира Хотиненко по мотивам одноименной повести Святослава Рыбаса. Автор сценария — Надежда Кожушаная.

Главный герой картины психолог Сергей Пшеничный (Сергей Колтаков) отправился навестить отца (Феликс Степун), который живет в небольшом городке в Донбассе. Сергей надеется, что сможет уговорить отца переселиться в Подмосковье, чтобы они были рядом. Встреча заканчивается ссорой, отец раскритиковал диссертацию сына, а тот был невнимателен к повести отца. Обидевшись, отец отказывается переезжать. Конфликт между родными усугубляется, когда отец понимает, что его идеалы советской эпохи для сына вовсе не являются святыней. Отец-шахтер обвиняет сына-интеллигента в бездействии, когда перестройка губит страну. Сергей оппонирует отцу, мол, тот для гибели страны сделал гораздо больше...


Неожиданно Сергей и его случайный знакомый Андрей (Иван Бортник) из 8 мая 1987 года попадают в воскресный день, 8 мая 1949 года. В поселке отмечают День повышенной добычи угля.

Сергей видит своего молодого отца (Борис Галкин), даже разговаривает со своей матерью (Наталья Акимова), беременной им же, а Андрей катает самого себя, мальчика, на мотоцикле.

Герои не могут понять, что происходит, потому что тот воскресный майский день повторяется для них снова и снова, но жителей маленького шахтерского городка нисколько не волнуют повторения, они каждый раз 8 мая проживают как новый день. Попытки героев что-то изменить тщетны. Петля времени затягивает героев все сильнее. Постепенно Сергей и Андрей начинают осмысливать время, меняется и их отношение к происходящему с ними. Они начинают узнавать своих родных и по-новому смотреть на них. Понимают главное — оставаться людьми можно и вопреки обстоятельствам.

Чтобы найти выход из ситуации, Сергей отправляется путешествовать по стране и в итоге понимает, что нельзя ему, пришедшему из другого времени, вмешиваться в жизнь своих родителей. Андрей с ним не согласен. Он всячески пытается разорвать ненавистную петлю времени, а заодно исправить ситуацию с аварийной шахтой. Но действия Андрея лишь сильнее запутывают ситуацию, из которой возможен только драматический выход...

Особенности:

— Автор повести Святослав Рыбас работал на шахтах Донецка.

— Фильм снимали в Донецке: поселок Абакумова (съемки происходили при входе в парк на фоне памятника шахтера с отбойным молотком); шахта № 7 на «Трудовских»; бывшая шахта 11-бис управления «Петровское»; улица Прокатчиков; набережная Кальмиуса. На границе Донецка и Макеевки в Червоногвардейском районе — поселок Карла Маркса. В Макеевке вблизи улицы Потемкина («Холодная балка»). А также в поселке Кураховка Донецкой области и поселке Боково-Платово Луганской области.

— Тема диссертации Сергея Пшеничного «Особенности пространственной организации биоэлектрической активности мозга во время речевых актов» — настоящая. Она была записана Надеждой Кожушаной, когда она подрабатывала машинисткой, так как поразила ее воображение.

Авторы о фильме:

Надежда Кожушаная: «Удалось придумать, считаю, хороший ход. Помнишь, все время повторяющийся день? Прошлое не подпускает нас к себе. Можно изучать и принимать его как есть. Не более. Терпеть не могу, когда говорят: надо было делать так или так. Нам ли судить?»

Владимир Хотиненко: «Я помню этот момент, я к ней пришел, она мне говорит: «Ты только не торопись говорить «нет». Но когда она это сказала, про зацикленность дня, у меня аж мурашки по коже».

Критика:

Денис Горелов: «...Почти одновременно два места в топ-десятке фильмов гласности занимают «Город Зеро» и «Зеркало для героя» — даже фонетически созвучные притчи, на полном скаку осадившие всенародный почин ура-покаяния, самоистязания, жития не по лжи и очернительства белых пятен истории. Снятое Владимиром Хотиненко по роману члена редколлегии «Нашего современника» Святослава Рыбаса, «Зеркало...» предлагает блиц-экскурсию в одно из таких «белых пятен»: взялся чинить жизнь — бери ключ и чини на месте. Авторам удалось прошмыгнуть по самой бровочке меж пышными и патетическими биваками заединщиков и прорабов, мракобесов и агентов влияния. С гадливой ухмылочкой, всем равно недовольный и все по-постмодернистски приемлющий филолог Сергей и почвенный, рассудительный проповедник малых дел пролетарский интеллигент Андрей предстают не примитивными антагонистами, а двумя половинками уязвленного сознания, бьющегося в тщетной потуге переиначить раз и навсегда незадавшуюся свою и страны жизнь. Разомкнуть заевшее кольцо одного и того же недоброго дня, в который забрали отца, ограбили поселковую кассу и форсировали добычу на аварийной шахте. Один выбирает экстенсивный, поверхностно-кочевой путь, болтаясь по стране и избегая кропотливой, по зернышку работы на предначертанном месте. Другой снова и снова крошит монолит, срывая руки, убеждая, добиваясь невозможного и с утра принимаясь за старое. «Знаешь, они слышат! — радуется крутящийся белкой в колесе заевшего дня Андрюха. — Если долго в одно место долбить — они что-то чувствуют!» (Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, «Сеанс», 2002).

Контекст:

«День сурка», реж. Гарольд Рамис (1993). Главный герой (Билл Мюррей) также проживает много раз один и тот же день, но окружающие этого не помнят.

Призы и награды

1988 — номинация «Лучшая сценарная работа», Российская киноакадемия «Ника».

1988 — ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль) в Баку. Специальный приз жюри для Владимира Хотиненко.

1989 — приз Витторио Де Сика в Италии режиссеру Владимиру Хотиненко (наряду с Сергеем Бодровым, Сергеем Снежкиным, Валерием Приемыховым, Вячеславом Сорокиным и Андреем Тарковским (посмертно).

Смотрите также

  • 1970
  • Драма
  • Юлий Карасик
  • 94 мин
  • 1939
  • Комедия, Драма
  • Жан Ренуар
  • 106 мин
  • 1925
  • Комедия, Мелодрама
  • Чарльз Спенсер Чаплин
  • 81 мин
Прямая трансляция 18 октября, в 19:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Амун»

Прямая трансляция 18 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Виртуозы Москвы», Андрес Мустонен

Прямая трансляция 17 октября, в 16:30. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Льва Додина

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Прямая трансляция 15 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

«Дорога к джазу» Известные джазовые мелодии

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Французский писатель примет участие в заседании секции «Литература и чтение» и представит свою новую книгу.

Подробнее

Зрителей ждут выставки, мастер-классы, концерты и спектакли.

Подробнее

Зрители услышат музыкантов-виртуозов из разных стран.

Подробнее

Зрители увидят 68 российских и зарубежных картин.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть