Времена выбирают
Документальные фильмы

Времена выбирают

Год выхода:
2014
Страна производитель:
Россия
Длительность:
27 мин.
Режиссёр:
Ольга Охотникова
Производитель:
«Гранат»

Фильм о творчестве архитектора Леонида Полякова и проблеме сохранения градостроительных традиций в планировании современного города.

Картина насыщена хроникально — документальными съемками послевоенного строительства в столице. Например, на экране мы видим улицу Горького 1950-х и слышим рассказ о ее перестройке: чтобы сделать улицу многополосной, сносились маленькие и передвигались по особенной технологии большие здания… Советская черно-белая хроника хорошо монтируется с цветными съемками нынешних дней.

Авторы выбрали нескольких гидов по Москве. Один из них — главный архитектор города Сергей Кузнецов: «Я не разделяю той ностальгии, с которой люди рассматривают старые фотографии дореволюционной Москвы и говорят: ах, какой же это был город, маленький такой и приятный, и как же его изуродовали. Я считаю, что грандиозность и торжественность московских проспектов — это уникальная и неповторимая черта».

Сергей Олегович в фильме рассуждает о критериях архитектурной красоты и объясняет, что в новые экономические времена архитектура стала не объектом искусства, а элементом потребления. Интервью Кузнецов дает в машине, проезжая современные новостройки и новоделы. Завершается фильм рассказом главного архитектора Москвы о перспективных планах развития столицы.

Неожиданный герой в рассказе об архитектуре Москвы — молодой руфер* Александр Яворский. Он проводит экскурсии: «Люди, прожившие всю жизнь в Москве, не знают ее архитектуры, не знают ее души, и я им это показываю». Вновь в монтажные фразы искусно вплетаются современные и исторические высотные панорамные съемки. Руфер Александр хорошо знает историю зданий и рассказывает, например, как строилась гостиница «Ленинград». А в это время зритель может всмотреться в черно-белые съемки, на которых — роскошные интерьеры «Ленинграда».

Жителям Юго-Запада столицы понравятся цитаты из съемок их района в 1960-х годах.

А для молодого художника Юлиана Горына большие заброшенные столичные пространства становятся полотном. Он расписывает стены, явно чувствуя себя последователем легендарного Бэнкси**, и рассуждает о новых модных зданиях. Например, «Москва-Сити» уличному художнику не нравится, никакой красоты в этих высотках он не видит. На этом месте, он считает, могла быть церковь, даже масштабнее храма Христа Спасителя.

Таксист Сергей Бусел, узнав, что везет съемочную группу на ВВЦ, начинает с увлечением рассказывать историю прежнего ВДНХ. Он одобряет все происходящие там перемены («главное, чтобы сохранили прошлое и сочетали его с сегодняшним днем»).

Его рассказ также щедро иллюстрируется разнообразными архивными съемками. Сергей Бусел замечает, что и молодежь нынешняя начинает ценить свое родное, ходит в музеи, в экскурсии: «Молодежи много, и она уже повернулась к своему, российскому, так что культура наша не умрет. Сейчас же легко поехать и посмотреть, как живут за границей, и молодежь видит, что там гордятся своей историей, архитектурой. И начинает думать, а почему мы не можем гордиться своей?»

В фильме использованы материалы Российского государственного архива кинофотодокументов. Звучит музыка Евгения Кадимского. Стихи Александра Кушнера «Времена не выбирают» читает актер Александр Зубовленко.

* Руферы — современная городская субкультура, приверженцы которой посещают крыши различных зданий и сооружений. Руферство является разновидностью сталкерства, заключающегося в проникновении и исследовании различных труднодоступных объектов.
** Бэнкси — псевдоним скандально известного английского андеграундного художника граффити.

Смотрите также

Адаптация
Документальное
2015
26 мин
Церемония
Документальное
2015
58 мин
Корыто лыжи велосипед
Документальное
2013
44 мин
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.