Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Владимир Федосеев
Каталог концертов

Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Владимир Федосеев

Год выхода:
2015
Страна производитель:
Россия
Длительность:
115 мин.

Владимир Федосеев

Владимир Федосеев родился в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева — в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском «Opernhaus» («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество скрупнейшими театрами продолжается и сегодня: в 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф — Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф — Алексей Ратманский).

Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он — первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); приглашенный дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год Владимир Федосеев являлся главным дирижером Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена.

При всем многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого он является уже более четырех десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры — с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже — с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия).

Одними из первых крупных работ дирижера с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева — в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева — становились бестселлерами. Пластинки с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon.

Владимир Федосеев — обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден «Почетного Креста I степени» за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. А в октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил маэстро орденом Почета.

«Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», — писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование — совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев — счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов — во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».

Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.

Хор и хоровая школа «Весна»

Знаменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, который был организован в январе 1965 года талантливым музыкантом, учащимся «Мерзляковки» Александром Сергеевичем Пономаревым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», организованном районным домом пионеров, где ребята заняли первое место. Этот день считается днем рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Уже в первом концерте хор исполнял произведения классиков – М. П. Мусоргского и А. Г. Рубинштейна.

Через год коллектив заметило московское Хоровое общество, и с 1 сентября 1966 года кружок был преобразован детскую хоровую студию «Весна», ее официальным руководителем стал А. С. Пономарев, а первым помощником П. В. Меркурьев. Дети стали обучаться игре на фортепиано, появились уроки сольфеджио и музыкальной литературы. Очень важным событием в жизни коллектива была организация младших хоров и создание системы преемственности в процессе обучения.

15 ноября 1966 года коллектив выступил во Всесоюзном доме композиторов. С этого концерта началась дружба и сотрудничество хора с композиторами Т. А. Попатенко, Ю. А. Левитиным, А. Н. Пахмутовой, М. А. Парцхаладзе и другими. З. Л. Компанеец подарил детям свое произведение «Весна» – первое сочинение, написанное специально для хора. Коллектив стал постоянным участником различных концертов и фестивалей, устраиваемых Союзом композиторов и Московской филармонией.

В 1968 году студия переехала в помещение общеобразовательной школы № 299, появилось единое расписание, где общеобразовательные предметы чередовались со специальными. Еженедельно выходила радиогазета, гимном всех учеников школы стала песня Г. А. Струве «Школьный корабль». Уже на следующий год «Весна» принимала участие в первом сборе хоровых студий РСФСР в «Орленке».

В год пятилетия «Весна» была выселена из здания школы № 299 – начались многолетние мытарства в поисках постоянного места занятий. В качестве временного прибежища было найдено пустующее и непригодное для работы помещение бывшего детского сада. Родители воспитанников студии своими руками в короткий срок отремонтировали отведенную хору часть здания. Детьми был создан крошечный зимний сад, появился аквариумный уголок, а по всем комнатам прыгала ручная белка Муля. Вместо предполагавшихся шести месяцев хору предстояло прожить в этом здании 18 лет. За это время «Весной» были исполнены выдающиеся произведения Г. Щютца, К. Монтеверди, А. Скарлатти, Дж. Перголези, А. Вивальди, Й. Гайдна.

В 1972 году студия была преобразована в вечернюю музыкальную школу, а через четыре года – в дневную, став бюджетной. Тогда же состоялась первая зарубежная поездка в Болгарию – страну, славящуюся своими традициями хорового пения, – которая сразу принесла «Весне» успех. В 1977 году хор отправился на гастроли в Грузию, представив сложные и разнообразные программы выступлений в разных городах, участвуя в филармонических концертах вместе с ансамблем «Мадригал» и Государственным камерным оркестром Грузии под управлением Льва Маркиза. В 1980-е последовали поездки в Чехословакию, ГДР, Австрию. В это же время была записана первая грампластинка, где в частности звучат «Вокализ» С. В. Рахманинова и «Рассвет» П. И. Чайковского в сопровождении оркестра. Оркестровки для них были сделаны молодым московским автором Ефремом Подгайцем – с этого времени началась многолетняя творческая дружба хора с композитором, в результате которой появилось множество прекрасных сочинений – от чудных песен для малышей, таких как «Облака», «Удивительная кошка», «Именины», «Речкина песня», до сложнейших произведений крупной формы, написанных оригинальным современным языком. Среди них – «Как нарисовать птицу», «Поэзия земли», «Лунная свирель», «Черный омут», «Весенняя месса», «Времена года», «Ода греческой вазе», «Нью-Йоркская месса». Эти и другие произведения, созданные на высокохудожественные тексты, отличает особая манера ритмического и гармонического мышления, тонкое понимание и проникновение в мир детской психологии. Все сочинения Е. Подгайца очень гуманистичны, их разучивание требует большой эмоциональной отдачи исполнителей.

В 1987 году хоровая школа обрела новое прекрасное здание.

«Весна» гастролировала в 12 странах Европы, в Канаде, Японии и Китае, почти в 50 городах России. Хор сотрудничает с известными оркестрами под управлением Владимира Федосеева, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнева, Дмитрия Китаенко, Саулюса Сондецкиса, Томаса Зандерлинга, Семена Бычкова и других дирижеров.

Победитель самых престижных международных хоровых конкурсов в Болгарии, Венгрии, Испании, Италии, Канаде, Франции, в 2000 году коллектив стал обладателем высшей европейской награды среди хоров всех типов и возрастов – «Гран-при Европа 2000». Среди последних достижений хора – победы на международном конкурсе-фестивале Cantemus в Венгрии (2010) и конкурсе детских хоров в Италии (2012).

В архиве «Весны» множество грампластинок, фондовые записи на телевидении и радио. За последние несколько лет «Весна» выпустила тринадцать компакт-дисков.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал свое право называться одним из лучших оркестров мира — право, завоеванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью.

Высокая репутация оркестра в мире — результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижерами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Владимир Федосеев.

В летопись оркестра вписаны имена дирижеров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран. В сезоне 2014/15 в сопровождении оркестра выступили такие известные музыканты, как Денис Мацуев, Вадим Репин, Андрей Коробейников, Елизавета Леонская, Андрей Баранов, Рудольф Бухбиндер, Мичи Кояма, Арабелла Штайнбахер, Лоран Корсиа, Михаэль Фолле.

В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского — за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений.

Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России – Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. В репертуаре оркестра — монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 2014 году БСО им. П. И. Чайковского и Владимир Федосеев отметили сорокалетие творческого союза. В прошедшем сезоне оркестр выступил в Золотом зале Musikverein (Вена), Royal Festival Hall (Лондон), Konzerthaus (Берлин), Испанском зале Пражского града, представил юбилейные программы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, провел фестиваль к 175-летию П. И. Чайковского, выступил на торжественном открытии XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отмечает 85-летие, и к этой дате коллективом подготовлены поистине роскошные концертные программы, которые коллектив представляет как в главных московских концертных залах (Большой зал Консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского), так и за рубежом — в Цюрихе, Равелло, Гронингене, Эйндховене, Кёльне, Клагенфурте, Вене, Франкфурте, Утрехте, Дюссельдорфе, Гамбурге. В концертах, посвященных 85-летию БСО, принимают участие пианисты Борис Березовский, Николай Луганский, Джон Лилл, Андрей Коробейников; скрипачи Вадим Репин, Алена Баева, Юлиан Рахлин, Дмитрий Ситковецкий. Помимо художественного руководителя Владимира Федосеева с Большим симфоническим оркестром в нынешнем сезоне выступают дирижеры Гинтарас Ринкявичюс, Валерий Платонов, Игнат Солженицын, Фредерик Шаслен, Пьер Карло Орицио, Эрнест Хотцл, Штефан Владар.