Писатели и самоубийства (Маяковский, Цветаева, Фадеев и другие). Сквозь автобиографический очерк Бориса Пастернака «Люди и положения»
Гуманитарные

Писатели и самоубийства (Маяковский, Цветаева, Фадеев и другие). Сквозь автобиографический очерк Бориса Пастернака «Люди и положения»

Год выхода:
2015
Длительность:
23 мин.
Жанр:
Гуманитарные
Лекторы:
Наталья Громова

Писатель и историк литературы Наталья Громова расскажет о писателях и самоубийствах глазами Бориса Пастернака.

Речь пойдет о странной эпохе, начавшейся вместе с запрещенной пьесой Эрдмана «Самоубийца», в которую случились многие драматические события для русской литературы и которая завершилась в 1956 году смертью Александра Фадеева. Все эти уходы очень остро пережил Борис Пастернак, написавший об этом в своем итоговом биографическом очерке «Люди и положения». «Мне кажется, Маяковский застрелился из гордости, оттого, что он осудил что-то в себе или около себя, с чем не могло мириться его самолюбие. Есенин повесился, толком не вдумавшись в последствия и в глубине души полагая: как знать, может быть, это еще не конец и, не ровен час, бабушка еще надвое гадала. Марина Цветаева всю жизнь заслонялась от повседневности работой, и, когда ей показалось, что это непозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвовать увлекательною страстью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный сквозь творчество, неподвижный, непривычный, косный, и в испуге отшатнулась, и, не зная, куда деться от ужаса, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову в петлю, как под подушку… И мне кажется, что Фадеев с той виноватой улыбкой, которую он сумел пронести сквозь все хитросплетения политики, в последнюю минуту перед выстрелом мог проститься с собой с такими, что ли, словами: «Ну вот, все кончено. Прощай, Саша». Но все они мучились неописуемо, мучились в той степени, когда чувство тоски уже является душевною болезнью. И помимо их таланта и светлой памяти, участливо склонимся также перед их страданием».

В подборках

Смотрите также

«Петербургские доходные дома. Мифы и реальность»
«Куда податься?»: путеводитель по современным приютам для бездомных»
«В ночлежном доме: особенности устройства в Петербурге – Петрограде до 1917 года»
«Петербургские тюрьмы»
«Петербург как проект. Десять главных градостроительных планов Петербурга с момента основания до 2018 года»
«Город как зрелище. Архитектура и видовая гравюра XVIII – первой половины XIX века»
«Забытое будущее. Жилая архитектура Ленинграда эпохи конструктивизма»
«Ленинградский ампир. Послевоенная застройка Ленинграда. 1945–1958 годы»
«Хрущевки Ленинграда. Демография и архитектура»
«Дома для социализма: застройка Ленинграда 1969–1991 годов»
Сто лет спустя... О двух картинах из собрания музея: Остроумова-Лебедева и Крымов
Исаак Левитан в собрании Радищевского музея
Александр Шевченко в собрании Радищевского музея
Сто лет спустя... О двух картинах из собрания музея: Кончаловский и Лентулов
Василий Поленов в Радищевском музее