Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1994
  • Драма, История
  • Никита Михалков
  • 146 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин
  • 1969
  • Мелодрама, Литература
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин

Сорок первый

1956 | СССР | Мелодрама | 93 мин.
В ролях: Изольда Извицкая, Олег Стриженов, Петр Любешкин, Даниил Нетребин, Николай Дупак, Юрий Романов, Асанбек Умуралиев, Николай Крючков
Режисcёр: Григорий Чухрай
Производитель: «Мосфильм»
2035
Поэтический слог Бориса Лавренёва требовал особенных средств выразительности. За них дебютант мог не беспокоиться: снимал фильм кинооператор-экспериментатор Сергей Урусевский. А в сценарии был введен голос «от автора», который и приглашал вернуться «в бурные и прекрасные годы — первые годы революции», чтобы ощутить «время, которое навсегда ушло от нас и которое навсегда осталось с нами».

Итак, от Каспийского моря в пески Каракумов отступал красноармейский отряд. Всего вырвались 23 бойца и их комиссар Арсентий Евсюков (Николай Крючков). Ветер, гоняющий песок по пустыне, скорее, похож на снег. Графические фигуры на экране с шумами ветра создают полное ощущение, что действие происходит в лютую зиму.

Среди этих самых простых солдат была и Марютка (Изольда Извицкая) — лучший в отряде стрелок. Снайперскими выстрелами она сразила 38 белогвардейцев. А между боями пишет наивные стихи и искренне верна революции. Но к финалу картины количество ее точных пуль дойдет до сорок одной.

Под этим номером падет ее возлюбленный, красавец поручик Вадим Николаевич Говоруха-Отрок (Олег Стриженов). Его взяли в плен красноармейцы в последней перестрелке. Поручик пытался выполнить свою дипломатическую миссию и шел от Колчака к Деникину, но оказался с Марюткой на острове. Прекрасное Аральское море, синее небо, жаркое солнце. Так ненависть перерождается в интерес, интерес — в любовь.

В убогой рыбацкой хижине, в ожидании спасения, молодые и прекрасные Вадим и Марютка забыли о классовых противоречиях. Остров становится их маленьким раем. Казалось бы, что некто двум противоборствующим сторонам дал шанс на совместную жизнь, без войны...

Но 41-й выстрел Марютки и трагический финал были с самого начала предрешены Гражданской войной. Благородный Вадим Николаевич Говоруха-Отрок никогда бы не отрекся от офицерской клятвы, а «красная солдатка» Марютка — от революции.

Особенности:

— Фильм Григория Чухрая — вторая экранизация повести Бориса Лавренёва. Первая была снята в 1927 году, режиссер — Яков Протазанов. Марютку играла кинозвезда того времени Ада Войцик, Говоруху-Отрока — Иван Коваль-Самборский

— На Х Международном кинофестивале в Каннах (1957) фильму присуждена премия «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».

— По данным кинопроката 1956 года, фильм занял 10-е место.

Авторы о фильме:

Григорий Чухрай: «...Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага — белого офицера, а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел...

...Премьера новой картины была назначена в старом Доме кино в гостинице «Советская». Когда я пришел туда и поднялся по лестнице в несколько ступенек ко входу, меня остановили билетерши и потребовали билет. Я сказал, что я режиссер этого фильма. Билетерши осмотрели мой старенький костюм и так оттолкнули меня от двери, что я пересчитал все ступеньки. Но Урусевский и Белла уже увидели меня и распорядились, чтобы меня пропустили. Урусевский был в черном вечернем костюме и с бабочкой, Белла — в вечернем платье. Рядом с ними я выглядел беспризорником, и поздравления с премьерой принимали они»
(«Мое кино», М., 2002).

Критика:

Исаак Шнейдерман: «Сорок первый» — актерская картина... Установка на человека, на актера приводят к щедрому использованию приближенных средних и крупных планов, которым принадлежит большое место в картине...

...Работа над «Сорок первым» вплотную подвела оператора к такому владению свободно движущейся камерой, которое прозвучало как открытие в фильме «Летят журавли» и принесло ему мировую известность»
(«Григорий Чухрай», М., 1965).

«...Любовь изменилась по сравнению с повестью, как изменились и сами герои. Олег Стриженов сыграл Говоруху-Отрока человеком значительным, смелым и умным. Авторы наделили героя личным обаянием, сделали натурой незаурядной. К Марютке, которая спасла ему жизнь, поручик у Лавренёва чувствовал лишь благодарность и в лучшем случае — покровительственную симпатию. В фильме Говоруха-Отрок горячо и искренне полюбил ее.

Что же касается Марютки, то Изольдой Извицкой, исполнившей эту роль, критика в общем осталась недовольной, сочтя ее чересчур нежной, мягкой, «барышней» для лавренёвской девушки-снайпера. Действительно, с той грубой, огненной, зеленоглазой лавренёвской пролетаркой лирическая героиня фильма не совпадала. Но Извицкая все же вошла в сознание зрителей прежде всего благодаря Марютке, сыграв свою героиню искренне и эмоционально...»
(«История советского кино», М., 1978. Т. 4).

Армен Медведев: «Мы бывали на «Мосфильме» и смотрели актерские пробы к фильмам. Пробы к «Сорок первому», оказывается, велись парами: Стриженов и Извицкая и непрошедшие Юрий Яковлев и Светлана Харитонова. Не знаю, может быть, это уже воздействие фильма, но мне и в пробах больше понравились Стриженов и Извицкая. Говорили, Пырьев очень настаивал на том, чтобы снимался дуэт Яковлев — Харитонова. Юрия Яковлева он открыл для роли князя Мышкина именно на этих пробах...» («Искусство кино», 1999, № 4).

Смотрите также

  • 1960
  • Драма
  • Андрей Тарковский
  • 44 мин
  • 1968
  • Комедия
  • Михаил Швейцер
  • 164 мин
  • 1981
  • Драма
  • Никита Михалков
  • 92 мин
​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть