Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1966
  • Боевик, История, начало XX века
  • Эдмонд Кеосаян
  • 73 мин
  • 1976
  • Драма, Мелодрама
  • Динара Асанова
  • 93 мин

Сорок первый

1956 | СССР | Мелодрама | 93 мин.
В ролях: Изольда Извицкая, Олег Стриженов, Петр Любешкин, Даниил Нетребин, Николай Дупак, Юрий Романов, Асанбек Умуралиев, Николай Крючков
Режисcёр: Григорий Чухрай
Производитель: «Мосфильм»
2363
Поэтический слог Бориса Лавренёва требовал особенных средств выразительности. За них дебютант мог не беспокоиться: снимал фильм кинооператор-экспериментатор Сергей Урусевский. А в сценарии был введен голос «от автора», который и приглашал вернуться «в бурные и прекрасные годы — первые годы революции», чтобы ощутить «время, которое навсегда ушло от нас и которое навсегда осталось с нами».

Итак, от Каспийского моря в пески Каракумов отступал красноармейский отряд. Всего вырвались 23 бойца и их комиссар Арсентий Евсюков (Николай Крючков). Ветер, гоняющий песок по пустыне, скорее, похож на снег. Графические фигуры на экране с шумами ветра создают полное ощущение, что действие происходит в лютую зиму.

Среди этих самых простых солдат была и Марютка (Изольда Извицкая) — лучший в отряде стрелок. Снайперскими выстрелами она сразила 38 белогвардейцев. А между боями пишет наивные стихи и искренне верна революции. Но к финалу картины количество ее точных пуль дойдет до сорок одной.

Под этим номером падет ее возлюбленный, красавец поручик Вадим Николаевич Говоруха-Отрок (Олег Стриженов). Его взяли в плен красноармейцы в последней перестрелке. Поручик пытался выполнить свою дипломатическую миссию и шел от Колчака к Деникину, но оказался с Марюткой на острове. Прекрасное Аральское море, синее небо, жаркое солнце. Так ненависть перерождается в интерес, интерес — в любовь.

В убогой рыбацкой хижине, в ожидании спасения, молодые и прекрасные Вадим и Марютка забыли о классовых противоречиях. Остров становится их маленьким раем. Казалось бы, что некто двум противоборствующим сторонам дал шанс на совместную жизнь, без войны...

Но 41-й выстрел Марютки и трагический финал были с самого начала предрешены Гражданской войной. Благородный Вадим Николаевич Говоруха-Отрок никогда бы не отрекся от офицерской клятвы, а «красная солдатка» Марютка — от революции.

Особенности:

— Фильм Григория Чухрая — вторая экранизация повести Бориса Лавренёва. Первая была снята в 1927 году, режиссер — Яков Протазанов. Марютку играла кинозвезда того времени Ада Войцик, Говоруху-Отрока — Иван Коваль-Самборский

— На Х Международном кинофестивале в Каннах (1957) фильму присуждена премия «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».

— По данным кинопроката 1956 года, фильм занял 10-е место.

Авторы о фильме:

Григорий Чухрай: «...Трагическая судьба красноармейки Марютки, влюбившейся в своего врага — белого офицера, а потом застрелившей его, сегодня может показаться неправдоподобной, но у войны свои законы, которые непонятны тем, кто этого ада не прошел...

...Премьера новой картины была назначена в старом Доме кино в гостинице «Советская». Когда я пришел туда и поднялся по лестнице в несколько ступенек ко входу, меня остановили билетерши и потребовали билет. Я сказал, что я режиссер этого фильма. Билетерши осмотрели мой старенький костюм и так оттолкнули меня от двери, что я пересчитал все ступеньки. Но Урусевский и Белла уже увидели меня и распорядились, чтобы меня пропустили. Урусевский был в черном вечернем костюме и с бабочкой, Белла — в вечернем платье. Рядом с ними я выглядел беспризорником, и поздравления с премьерой принимали они»
(«Мое кино», М., 2002).

Критика:

Исаак Шнейдерман: «Сорок первый» — актерская картина... Установка на человека, на актера приводят к щедрому использованию приближенных средних и крупных планов, которым принадлежит большое место в картине...

...Работа над «Сорок первым» вплотную подвела оператора к такому владению свободно движущейся камерой, которое прозвучало как открытие в фильме «Летят журавли» и принесло ему мировую известность»
(«Григорий Чухрай», М., 1965).

«...Любовь изменилась по сравнению с повестью, как изменились и сами герои. Олег Стриженов сыграл Говоруху-Отрока человеком значительным, смелым и умным. Авторы наделили героя личным обаянием, сделали натурой незаурядной. К Марютке, которая спасла ему жизнь, поручик у Лавренёва чувствовал лишь благодарность и в лучшем случае — покровительственную симпатию. В фильме Говоруха-Отрок горячо и искренне полюбил ее.

Что же касается Марютки, то Изольдой Извицкой, исполнившей эту роль, критика в общем осталась недовольной, сочтя ее чересчур нежной, мягкой, «барышней» для лавренёвской девушки-снайпера. Действительно, с той грубой, огненной, зеленоглазой лавренёвской пролетаркой лирическая героиня фильма не совпадала. Но Извицкая все же вошла в сознание зрителей прежде всего благодаря Марютке, сыграв свою героиню искренне и эмоционально...»
(«История советского кино», М., 1978. Т. 4).

Армен Медведев: «Мы бывали на «Мосфильме» и смотрели актерские пробы к фильмам. Пробы к «Сорок первому», оказывается, велись парами: Стриженов и Извицкая и непрошедшие Юрий Яковлев и Светлана Харитонова. Не знаю, может быть, это уже воздействие фильма, но мне и в пробах больше понравились Стриженов и Извицкая. Говорили, Пырьев очень настаивал на том, чтобы снимался дуэт Яковлев — Харитонова. Юрия Яковлева он открыл для роли князя Мышкина именно на этих пробах...» («Искусство кино», 1999, № 4).

Смотрите также

  • 1923
  • Комедия
  • Бастер Китон
  • 111 мин
  • 1957
  • Драма, История
  • Михаил Калатозов
  • 93 мин
  • 1968
  • Комедия, Комедии
  • Леонид Гайдай
  • 95 мин
Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Прямая трансляция 20 октября, в 21:00. Калининград

«Догадки, прорывы, предвидения авангарда»

Прямая трансляция 19 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я помню чудное мгновенье». Вечер русского романса

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть