18+

Рассказы о Ленине

Биографический
1957
108 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

К моменту работы над «Рассказами о Ленине» вождь мирового пролетариата уже вошел в фольклор и представал на сцене и экране этаким вездесущим, разговорчивым, обаятельным персонажем. «Пожалуй, один только Юткевич мог додуматься до такой гениальной идеи: взять, казалось бы, уж самую официозную, сакрально-железобетонную тему и найти для этой темы сверхсовременное, даже модное решение, — пишет историк кино Петр Багров («Сеанс», № 21–22, 2004). — Причем Юткевич вовсе не рвался в Пигмалионы: он собирался делать современное кино про того самого, набившего оскомину монументального Ленина. Монумент был отлит еще в конце 1930-х стараниями Михаила Ромма и Бориса Щукина».

Фильм состоит из двух новелл: «Подвиг солдата Мухина» (по сценарию Николая Эрдмана и Михаила Вольпина) и «Последняя осень» (по сценарию Евгения Габриловича). Первая новелла посвящена событиям августа-сентября 1917 года, когда Ленин укрывался от ареста в Финляндии. Вторая — последнему периоду жизни революционера, когда он уже был сильно болен и постоянно находился в подмосковных Горках. «Было понятно, как трудно осуществить задуманное. Ведь возникала необходимость показать Ильича больным, тяжко больным, — вспоминал позже Габрилович. — Да и вообще тема сама по себе была беспримерной и сулила бездну административных препятствий. К тому же она сразу ставила вопрос об отказе от доскональности фактографической: свидетели говорили о том, что в последние месяцы жизни В.И. Ленин лишился речи». В итоге авторы погрешили против правды и сделали Ленина той поры способным говорить. Правда художественная подчас отличается от фактической — и воздействует на человека сильнее. «Новелла «Последняя осень» при всех своих недостатках содержала драгоценнейшее для искусства качество — она не была ни информационной, ни иллюстративной, она была буквально переполнена волнением, — писала в журнале «Искусство кино» (№ 12, 1967) критик Людмила Погожева. — Присущий ей ток сердечности вызывал сопереживание зрителей. И хотя, пожалуй, слишком красивы были пейзажи, слишком много было музыки и не было строгой точности в изображении окружения Ленина, но сам Ленин в исполнении М. Штрауха был правдив, глубок, человечен, мудр и прост. Эта работа была серьезным достижением 50-х годов».

В этом фильме Юткевича актер Максим Штраух сыграл Ленина в пятый раз (только в кино!). В 1966-м они с Юткевичем представят еще один образ вождя — в фильме «Ленин в Польше». Такой перерыв между фильмами «ленинианы» случился потому, что «Рассказы о Ленине» не понравились лениноведам. Юткевич и его сценаристы забыли посоветоваться со специалистами, и те устроили фильму разнос. На несколько лет режиссер был отстранен от ленинской темы.

Режиссер: Сергей Юткевич
В ролях: Олег Ефремов, Людмила Крылова, Анна Лисянская, Мария Пастухова, Всеволод Санаев, Максим Штраух, Геннадий Юхтин, Борис Бибиков, Любовь Студнева и другие
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна