Стачка
Художественные фильмы

Стачка

Год выхода:
1924
Страна производитель:
СССР
Длительность:
78 мин.
В ролях:
Григорий Александров
,
Александр Антонов
,
Василий Журавлев
,
Александр Клюквин
,
Максим Штраух
,
Владимир Уральский
,
Вера Янукова
Производитель:
«Мосфильм»

Первый полнометражный фильм Сергея Эйзенштейна, в котором он дал выход своей безудержной фантазии и применил абсолютно новые принципы и технологии кино. Даже самые восторженные поклонники и апологеты творчества мастера признают язык «Стачки» излишне усложненным. В этой картине Эйзенштейн отказался от двух «несущих конструкций» драматического произведения: от главных героев и сюжета в привычном понимании этого слова. Героем «Стачки» стала масса, вполне в духе революционного искусства 1920-х.

Действие разворачивается на дореволюционном заводе, взбудораженном самоубийством рабочего. Его обвинили в краже инструмента, и он повесился. Это страшное событие подхлестывает рабочих в их недовольстве условиями труда и оплаты. Они объявляют стачку, а руководству завода направляют петицию с требованиями сократить рабочий день и поднять зарплату. Циничные хозяева вытирают этой петицией свои ботинки, а требования, естественно, игнорируют. Более того, с помощью наемной шпаны они устраивают провокацию, оборачивают дело так, будто рабочие учинили беспорядки — тогда мирную демонстрацию разгоняют, стачку атакуют казаки, полицейские. Для усиления воздействия на зрителя Эйзенштейн инсценировал в финале расстрел рабочих-протестантов. Фильм заканчивается титром «Помни, пролетарий!».

Картина задумывалась как часть киноцикла под названием «К диктатуре» (он так и не был реализован). Агитационный характер «Стачки» очевиден. В этой картине Эйзенштейн отработал прием неожиданной стыковки кадров, высекающей яркую смысловую «искру». В сцене расстрела рабочих вдруг возникала сцена разделки мясной туши. Лобовая, но действенная метафора, призванная наглядно связать в сознании зрителя расправу с демонстрантами и бойню.

«Стачка» — постановочное кино, задействовавшее при создании массовых сцен сотни человек. Но Эйзенштейн постарался распорядиться массовкой так, чтобы у зрителя создалось впечатление, будто он смотрит документальную хронику. При этом работа «под документ» соседствует в «Стачке» с откровенным аттракционом: например, в знаменитой сцене появления шпаны из бочек, врытых в землю. «Шпана в свое время жила в кадушках. Очевидно, она в них спасалась от дождя. Эйзенштейн создает кадушечное кладбище, причем эти кадушки смотрят прямо в небо, как приборы для собирания атмосферных осадков, — писал Виктор Шкловский еще в 1926 году («Броненосец «Потемкин», М., 1926). — Бесконечные кинематографические наплывы, щегольское выделение «кинематографического почерка», бесцельные прыжки в воду и из воды — все это самоигральный эстетизм».

«Стачка» снималась в основном на натуре и изначально содержала много действительно хроникального материала — например, съемку первой в истории СССР первомайской демонстрации на Красной площади. На этом фильме сложился знаменитый тандем режиссера Эйзенштейна и оператора Эдуарда Тиссэ. Им предстоит вместе сделать великие фильмы: «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Александр Невский». «Стачка» же для Тиссэ явилась в некотором смысле разминкой, наметкой будущих свершений. «Стачка» была в свое время прейскурантом кинематографических приемов, и в области операторского искусства она была тем же прейскурантом операторской техники. Это была эффектная демонстрация художественных возможностей киноаппарата. Временами демонстрация эта поднималась до искусства большого значения, искусства, еще невиданного в ту пору», — справедливо заметил киновед Николай Иезуитов («Киноведческие записки», 1996–1997, № 32).

Смотрите также

Страсти по Владимиру
Комедия
1990
115 мин
Золушка (с тифлокомментариями)
Сказка
1947
79 мин
Небесный тихоход (с тифлокомментариями)
военный фильм, комедия
1945
80 мин
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.