Квартет имени В.А. Берлинского
Классика

Квартет имени В. А. Берлинского

Камерный зал Московской филармонии

Год выхода:
2022

Квартет имени В.А. Берлинского

Квартет имени В.А. Берлинского был создан в 2016 году. Победитель IV Международного конкурса камерных ансамблей имени Н.Г. Рубинштейна в Москве (2021). Выступает во многих городах России, сотрудничает с известными солистами, среди которых Элисо Вирсаладзе, Дмитрий Маслеев, Павел Нерсесьян, Александр Князев, Валентин Урюпин, артисты Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова и Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана. 

Роман Филипов (первая скрипка) окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Александра Винницкого). Победитель IV Международного конкурса скрипачей и струнных квартетов имени Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге (2016), лауреат многих других конкурсов в России и за рубежом. В 2015–2017 гг. — артист симфонического оркестра Большого театра (в 2017 году — заместитель концертмейстера оркестра), в 2017–2021 гг. — концертмейстер МГАСО под управлением Павла Когана. С 2021 года — концертмейстер оркестра Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. <>

Как солист выступал с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», симфоническим оркестром Пермского театра оперы и балета, Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь и другими коллективами. Принимает участие в концертах Московской филармонии, сотрудничает с известными российскими и зарубежными исполнителями. 

Фёдор Калашников (вторая скрипка) — студент Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова (класс профессора Изабеллы Головиной). Лауреат I премии Международного фестиваля-конкурса Musica Classica в Рузе (2018). Артист группы первых скрипок Академического симфонического оркестра Московской филармонии. 

Павел Романенко (альт) окончил Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Юрия Башмета). Лауреат многих международных конкурсов, в том числе VIII Международного конкурса альтистов Юрия Башмета Viola Masters (2018, II премия). Как солист выступал с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь, камерным ансамблем «Солисты Москвы», оркестром театра «Астана-опера». Участник фестиваля «Зимние грезы» в Москве и проектов творческого объединения «Притяжение». 

Михаил Калашников (виолончель) окончил Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Наталии Шаховской). Выступал в составе камерного оркестра «Московия», Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, МГАСО под управлением Павла Когана, Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Постоянный участник проектов Skola Crew и «Персимфанс».

Александр Бородин

Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца. Мальчик учился дома языкам — немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем — на фортепиано и виолончели, в девять — сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией.<>

С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 — ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т. д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 — исполнена под управлением Балакирева. К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж. Оффенбаха, Дж. Мейербера, А. Серова, русских песен и т. п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики. Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным». Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями — Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Пётр Ильич Чайковский

Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.

Смотрите также

Вечер-посвящение. К 100- летию Т. Докшицера
Закрытие XXIX Международного фестиваля искусств «Преображение»
XIII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Второй тур.
XIII Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Второй тур
Кантата «Александр Невский»
Музыка любви
Посвящение Шекспиру