Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Отпуск по ранению

Московский драматический театр на Малой Бронной | 1983 | СССР | Драма | 134 мин.
Режисcёр: Александр Дунаев, Владимир Семаков
В ролях: Олег Вавилов, Людмила Богданова, Анна Каменкова, Игорь Янковский, Валентина Грушина, Георгий Мартынюк, Галина Васькова, Елена Дмитриева
900
По пьесе Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению».

Лейтенант Володька, 22-летний московский паренек, с первого дня войны оказался на фронте. Воевал подо Ржевом, заслужил медаль «За отвагу». Летом 1942-го, после ранения и госпиталя, он получает отпуск и попадает на месяц в столицу. Ему бы радоваться, однако юный лейтенант не в силах свыкнуться с обыденной московской жизнью.

Фрагмент статьи «Вячеслав Кондратьев. Проза на фоне театра». Журнал «Театр» (1984 г.):
Корр: ««Сашка» не первое произведение В. Кондратьева, шагнувшее на сцену. Первым был «Отпуск по ранению», существовавший тогда в рукописи. Да и «Сашка» еще был в верстке, когда Кондратьеву позвонили из Театра на Малой Бронной и попросили зайти. Вот таким долгим путем он опять вернулся к тому, с чего начинал много лет назад. Но «Сашку» в то время инсценировать отказался – не видел в нем пьесы, а предложил театру «Отпуск по ранению». Кондратьев написал пьесу по этой своей повести, причем в процессе работы происходило взаимопроникновение прозы и драматургии. Это была не просто инсценировка – создавалась пьеса, которая, в свою очередь, начала влиять на прозу: Кондратьев повесть переработал».

Вячеслав Кондратьев: «В Театре на Малой Бронной пьесу ставил Александр Дунаев. На репетиции я не ходил. Была встреча с актерами перед читкой пьесы, была работа с ними за столом: что-то не понимала Богданова в своей героине (она играла мать), какие-то вопросы возникали у Вавилова (ему поручили роль Володьки-лейтенанта). А вскоре последовало приглашение на первый прогон. Ощущение, которое я пережил, когда на сцене появился Володька-лейтенант в грязном ватнике, когда я увидел остальных своих героев «живьем», можно назвать потрясением. Ради таких потрясений, я считаю, прозаику надо идти в театр. Увидеть героев, которых ты создал на бумаге, во плоти и крови, – чувство ни с чем не сравнимое.»

Олег Вавилов: «Проза Вячеслава Кондратьева была для меня каким-то открытием. Его герои привлекают сердечной ранимостью, незащищенностью, честностью, я бы сказал, болезненной честностью и бескомпромиссностью в нравственных, моральных вопросах. Конечно, он пишет о том, что пережил, может быть, поэтому характеры и ситуации в его прозе и драматургии так точны.

Проза Кондратьева близка театру, но работать над «Отпуском по ранению» было нелегко, хотя Вячеслав Леонидович все время помогал нам. Мы хотели сохранить каждое слово, каждую сцену. <...> Такие роли просто не даются, хотя Володька-лейтенант чем-то близок мне по своему мироощущению, поведению да и по поступкам. Кондратьев скуп на жесты, этим он мне и близок. У него нет битья себя в грудь, нет крика, все запрятано глубоко внутрь. Вот до этого и надо было докопаться, играя Володьку – человека, постоянно находившегося в экстремальных ситуациях и получившего неожиданную передышку в конце весны 1942-го. <...>

Каждый год, это уже стало традицией, мы играем «Отпуск по ранению» 9 мая, в День Победы. На него идут и ветераны, и люди среднего поколения, и те, кто о войне знает лишь понаслышке. И в этот день как-то особенно ощущаешь дыхание зрительного зала и играешь на каком-то подъеме.

И «Отпуск по ранению» пошел широко, во многих театрах, и, естественно, автор видеть все постановки не мог». <...>

Вячеслав Кондратьев: «Я могу только повторить то, о чем уже однажды писал, делясь своими театральными впечатлениями как автор и как зритель. <...> Сама война была трагедией народной, и она коснулась всех: и тех, кто был на фронте, и тех, кто остался в тылу. Благодаря такому прочтению повести ее сценическая версия приобрела какую-то большую для меня значительность и глубину, стала объемнее, что ли. Слово, насыщенное мыслью и чувством и произнесенное в театре, обладает сильным воздействием. Здесь я почувствовал, как слово стало весомее и многозначнее. Актеры просто говорили обычными человеческими голосами, но интонации были точны и за каждой фразой чувствовалась судьба, там играла каждая пауза и было понятно, о чем думают герои. И вот это меня просто потрясло - простота и естественность постановки».

Смотрите также

  • Драма
  • Александр Покровский
  • 1987
  • 140 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Драма
  • Валерий Фокин
  • 1981
  • 112 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Владимир Венгеров
  • 1952
  • 165 мин

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина — Александринский театр

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — Марина Цветаева и Борис Пастернак: диалог в стихах и письмах

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Все самые интересные события Петербурга — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Главные выставки, посвященные переломному этапу.

Подробнее

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть