16+

Поэма о любви

Драма
1985
118 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
2 серии

Спектакль по мотивам пьесы Г. Мусрепова «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» в постановке Казахского академического театра драмы имени М.О. Ауэзова. Казахская эпическая поэма XIII–XIV вв. относится к народному эпосу.

Фрагмент статьи Х.Ш. Илиуфа «О времени и месте возникновения эпоса «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»:

«Приведем фабулу казахского варианта легенды. Два знатных человека, Кара-бай и Сары-бай, встретились в степи во время охоты и решили породниться через своих детей. По смерти отца аул Козы-Корпеша откочевал в отдаленное место. В ходе боевых столкновений в ауле Баян-Сулу стали хозяйничать враги, которых в казахской легенде позже стали именовать общим недифференцированным именем — калмыки. Скорее всего, это было одно из тюркоязычных племен, находившееся в конфликте с сородичами Кара-бая. Один из них, Кодар, решил жениться на Баян. Но Баян придумывает разные причины, чтобы отложить эту свадьбу. Ее дядя отправился на поиски Козы-Корпеша, чтобы сообщить о положении, в которое попала его невеста. Происходит столкновение Кодара и Козы-Корпеша. Затем коварному Кодару удается выследить юношу в местности Куркульдек (место впадения реки Аягуз в озеро Балхаш) и убить его. Баян-Сулу вместе с родичем убитого Айбасом подъезжает к месту встречи с Козы-Корпешом и находит его тело, лежащее под одиноким тополем. Девушка оплакивает смерть возлюбленного, положив его голову на свои колени. Позже ей удается отомстить Кодару за убийство своего суженого. Богатый караван-баши, решивший жениться на Баян, возводит по ее просьбе надгробие над погибшим Козы-Корпешом. По завершении строительства девушка убивает себя кинжалом. Ее хоронят рядом с возлюбленным [2, 19–20].

Свидетельством большой архаичности фольклорного произведения выступает и такой ее признак, как поливариантность, которая выражается не только различиями в изложении фабулы предания у разных тюркских этносов, но и в устном народном творчестве отдельно взятого народа — казахов. В архивах А.С. Пушкина есть краткая запись содержания поэмы, сделанная для него неизвестным лицом во время поездки знаменитого поэта в Оренбург. Один из вариантов легенды записан в 1870 г. академиком В.В. Радловым. В начале XIX в. акын Жанак принял участие в конкурсе на лучшее исполнение поэмы «Козы-Корпеш», где привел свой вариант предания, который получил в народе широкое распространение.

Несмотря на жизненные препятствия и трудные обстоятельства, красавица Баян, отличавшаяся умом и верностью, показала величие своего духа, бесстрашно переступила через грань жизни и смерти, чтобы воссоединиться со своим возлюбленным в ином мире.

Трагическая история большой любви сохранилась в памяти народа на протяжении многих веков. Может быть, рассмотренная легенда о несчастных влюбленных является самой древней из числа преданий подобного рода (см., например, произведения «Тахир и Зухра», «Шах-сенем и Гариб», «Ромео и Джульетта»), будучи известной на протяжении двух с половиной тысяч лет. На наш взгляд, изображенные в поэме «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» события могли происходить в V в. до н. э. или даже раньше (VII–VI вв. до н. э.), когда освоившие производство железа воинственные прототюркские племена (киммерийцы, скифы, сарматы и др.) сменили бронзовое вооружение на оружие из более прочного металла и периодически уходили из ковыльных степей Центральной Азии на юг и запад, чтобы завоевывать богатые земледельческие страны полуострова Индостан, Восточной Европы и Ближнего Востока. Несколько позже, примерно в IV–III вв. до н. э., реальная история любви Козы-Корпеша и Баян-Сулу, так поразившая воображение людей, все еще пересказывалась из уст в уста, став великой легендой о прекрасной, но несчастной любви.

Составители «Антологии казахской поэзии» в краткой аннотации к лирической поэме «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» отметили, что она является одним из самых древних памятников казахского эпоса [4, 49]. Как нам представляется, эту легенду следует отнести к общему достоянию тюркских народов».

Фрагмент статьи Елены Кузнецовой «Счастье быть его современником» из газеты «Казахстанская правда» (2012 г.):

<…> Азербайжан Мамбетов — режиссер: «Сейчас многое в классике прочитывается по-новому. Например, если раньше в «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» на первый план выходила любовь, то теперь миром завладели злодеи, такие как Жантык, и любовь погибает, потому что рушится мир, иллюзии, надежды. Может быть, появятся новые драматурги, писатели, которые покажут это. Или еще одна вечная тема — страх. Шла когда-то пьеса А. Афиногенова с таким названием. В тридцать седьмом боялись, что посадят, сейчас — что выгонят с работы. Этот страх сидит глубоко внутри и от системы не зависит. Вот о чем надо писать и ставить. Меня интересует само время — и в «Материнском поле», и в другом восстановленном мной айтматовском спектакле «И дольше века длится день…». Но в любую эпоху, даже в самую жестокую — сталинскую, — человек должен оставаться человеком. Это для меня главная тема». <…>

«Почти все драматические спектакли Азербайжана Мамбетова немыслимы без музыки Жубановой, которая писалась одновременно с возникновением и оформлением режиссерского замысла. Особенно это относится к знаменитой поэме о любви «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Музыка в этом спектакле определяет ритм сценического действия, создает атмосферу зрелища, находясь в полном единстве с метафорическим решением спектакля. <…>

За тридцать лет работы он создал свой театр — театр Мамбетова, свою школу, выпустив более 200 спектаклей. Много ставил за пределами республики: в Пражском национальном театре — «Кровь и пот» А. Нурпеисова, в Московском академическом театре им. Е. Вахтангова — «И дольше века длится день…» Ч. Айтматова, в Узбекском академическом театре им. Хамзы — «Абай» М. Ауэзова. В 1973 г. на Международном фестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ширазе (Иран) был показан один из его лучших спектаклей — «Материнское поле» Ч. Айтматова, а в 1984-м на фестивале Театра наций во Франции — «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Г. Мусрепова». <…>

Режиссер: Азербайжан Мамбетов
В ролях: Гульнара Ералиева, Шолпан Джандарбекова, Идрис Ногайбаев, Хадиша Букеева, Шайза Ахметова, Сабит Оразбаев, Асанали Ашимов, Оразхан Кенебаев, Кудайберген Султанбаев

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна