Тиль Уленшпигель
Балет

Тиль Уленшпигель

Год выхода:
1977
Страна производитель:
СССР
Длительность:
78 мин.
Режиссёр:
Валентин Елизарьев

Сюжет построен на литературном произведении Шарля де Костера, в котором Тиль переродился в народного героя и борца за независимость родной страны от испанского владычества. Действие происходит в середине XVI столетия во Фландрии, во времена зверств инквизиции, учрежденной испанским королем Филиппом II.

В 1916 году Вацлав Нижинский поставил с труппой Русских балетов «Тиля Уленшпигеля» на музыку Рихарда Штрауса. Однако спектакль не имел успеха.

Более известной стала постановка «Легенда об Уленшпигеле» на музыку белорусского композитора Евгения Глебова. Либретто и хореография – О. Дадишкилиани. Впервые балет был поставлен в Минске Белорусским государственным театром оперы и балета в 1974 году.

Вскоре балетмейстер Валентин Елизарьев создал вторую редакцию балета Глебова. Премьера «Легенды об Уленшпигеле» состоялась в Минске, в Большом театре оперы и балета Белоруссии.

Из статьи Анны Гордеевой «Легенда об Уленшпигеле» в журнале Time Out (2010 г.):

«В семидесятых годах прошлого века книжка Шарля де Костера о Тиле Уленшпигеле была в СССР чтением совершенно культовым. Она была вполне разрешена, в ней все было правильно: герой, существовавший в XVI веке посреди войны Нидерландов за независимость от Испании, был из гущи народной, ненавидел костры инквизиции и <...> испанского короля, не велся ни на какие денежные посулы и нежно любил одну-единственную женщину, все же регулярно оставляя ее ради борьбы за свободу. Вместе с тем Тиль был шутом, странником, человеком без прописки и казался родным притороченным к НИИ младшим научным сотрудникам, видевшим в нем «тайную свободу». Апофеозом этой любви стал фильм Алова и Наумова; балет тоже не мог остаться в стороне – в 1977 году сюжет пересказал в танце Валентин Елизарьев.

Выпускнику Вагановского училища, что учился мастерству хореографа также в Ленинграде, в тот момент было тридцать, и он уже четыре года был главным балетмейстером белорусского Большого театра. То есть история складывалась немножко странная – про отчаянный бунт против начальства ставил спектакль немаленький начальник. (Кстати, продержавшийся на своем посту лишь чуть меньше короля Испании Филиппа II – Елизарьева «ушли» из театра только год назад.) Но и не такое на свете бывало.

«Легенду о Тиле» (так, точно копируя название фильма, раньше назывался спектакль, при недавнем возобновлении переименованный в «Легенду об Уленшпигеле») в свое время считали лучшим из балетов Елизарьева. Фирменный стиль белорусского худрука – любовь к адским акробатическим поддержкам, обращения к народным переплясам, хореография силовая и простодушная – был любим народом, воспитанным на григоровичском «Спартаке». Сам худрук московского Большого спектакли выпускал раз в пятилетку, публике же хотелось новинок почаще – Елизарьев шел заместителем. У него это неплохо получалось».

Из книги Ирины Мильто «Валентин Елизарьев – художник и человек»(2012 г.):

<...> «Впервые я встретилась с искусством В. Елизарьева не в театре на спектакле, а на телеэкране. <...>

Когда я стала смотреть его необычную творческую работу, в которой органично сплелись киноискусство, драматическое действие, музыка и хореография, то наибольшее эмоциональное воздействие на меня оказала именно хореография – удивительная, не похожая ни на что виденное ранее.

Столько лет прошло, а я до сих пор помню те ощущения, так же, как и радость открытия нового таланта. Тогда я крепко запомнила фамилию хореографа – В. Елизарьев, – и стало как-то интереснее жить.

Ранее приходилось слышать в театральной среде негативные и скептические отзывы о работе Елизарьева: мол, у него танца нет вообще – одна акробатика и современные эксперименты, что, честно говоря, насторожило. Но спектакль опроверг все домыслы, он смотрелся на одном дыхании, за необычной пластикой только успевала следить, а тонкий юмор, озорство, естественно воплощенные в танце, вообще тогда довелось увидеть впервые».

Балетмейстер Валентин Елизарьев: «Я являюсь сторонником содержательного балета, просто танец на музыку, пусть даже самый блистательный, меня не устраивает. Сегодня этого мало. Для меня важно, чтобы в спектакле жила значительная, современная идея. Не сюжет, а именно идея».

Смотрите также

Испанские миниатюры
НОВАТ опера, балет – Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
1975
45 мин
Вечер одноактных балетов. Классическое па-де-де и Прогулки
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1978
59 мин
Вечер одноактных балетов. Гибель розы, дуэт из балета Ромео и Джульетта, Кармен-сюита
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
85 мин
Вечер одноактных балетов. «Лебединое озеро». «Ромео и Джульетта»
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1990
90 мин