Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Тиль Уленшпигель

1977 | СССР | Комедия | 78 мин.
Режисcёр: Валентин Елизарьев
2215
Сюжет построен на литературном произведении Шарля де Костера, в котором Тиль переродился в народного героя и борца за независимость родной страны от испанского владычества. Действие происходит в середине XVI столетия во Фландрии, во времена зверств инквизиции, учрежденной испанским королем Филиппом II.

В 1916 году Вацлав Нижинский поставил с труппой Русских балетов «Тиля Уленшпигеля» на музыку Рихарда Штрауса. Однако спектакль не имел успеха.

Более известной стала постановка «Легенда об Уленшпигеле» на музыку белорусского композитора Евгения Глебова. Либретто и хореография – О. Дадишкилиани. Впервые балет был поставлен в Минске Белорусским государственным театром оперы и балета в 1974 году.

Вскоре балетмейстер Валентин Елизарьев создал вторую редакцию балета Глебова. Премьера «Легенды об Уленшпигеле» состоялась в Минске, в Большом театре оперы и балета Белоруссии.

Из статьи Анны Гордеевой «Легенда об Уленшпигеле» в журнале Time Out (2010 г.):
«В семидесятых годах прошлого века книжка Шарля де Костера о Тиле Уленшпигеле была в СССР чтением совершенно культовым. Она была вполне разрешена, в ней все было правильно: герой, существовавший в XVI веке посреди войны Нидерландов за независимость от Испании, был из гущи народной, ненавидел костры инквизиции и <...> испанского короля, не велся ни на какие денежные посулы и нежно любил одну-единственную женщину, все же регулярно оставляя ее ради борьбы за свободу. Вместе с тем Тиль был шутом, странником, человеком без прописки и казался родным притороченным к НИИ младшим научным сотрудникам, видевшим в нем «тайную свободу». Апофеозом этой любви стал фильм Алова и Наумова; балет тоже не мог остаться в стороне – в 1977 году сюжет пересказал в танце Валентин Елизарьев.

Выпускнику Вагановского училища, что учился мастерству хореографа также в Ленинграде, в тот момент было тридцать, и он уже четыре года был главным балетмейстером белорусского Большого театра. То есть история складывалась немножко странная – про отчаянный бунт против начальства ставил спектакль немаленький начальник. (Кстати, продержавшийся на своем посту лишь чуть меньше короля Испании Филиппа II – Елизарьева «ушли» из театра только год назад.) Но и не такое на свете бывало.

«Легенду о Тиле» (так, точно копируя название фильма, раньше назывался спектакль, при недавнем возобновлении переименованный в «Легенду об Уленшпигеле») в свое время считали лучшим из балетов Елизарьева. Фирменный стиль белорусского худрука – любовь к адским акробатическим поддержкам, обращения к народным переплясам, хореография силовая и простодушная – был любим народом, воспитанным на григоровичском «Спартаке». Сам худрук московского Большого спектакли выпускал раз в пятилетку, публике же хотелось новинок почаще – Елизарьев шел заместителем. У него это неплохо получалось».

Из книги Ирины Мильто «Валентин Елизарьев – художник и человек»(2012 г.):
<...> «Впервые я встретилась с искусством В. Елизарьева не в театре на спектакле, а на телеэкране. <...>

Когда я стала смотреть его необычную творческую работу, в которой органично сплелись киноискусство, драматическое действие, музыка и хореография, то наибольшее эмоциональное воздействие на меня оказала именно хореография – удивительная, не похожая ни на что виденное ранее.

Столько лет прошло, а я до сих пор помню те ощущения, так же, как и радость открытия нового таланта. Тогда я крепко запомнила фамилию хореографа – В. Елизарьев, – и стало как-то интереснее жить.

Ранее приходилось слышать в театральной среде негативные и скептические отзывы о работе Елизарьева: мол, у него танца нет вообще – одна акробатика и современные эксперименты, что, честно говоря, насторожило. Но спектакль опроверг все домыслы, он смотрелся на одном дыхании, за необычной пластикой только успевала следить, а тонкий юмор, озорство, естественно воплощенные в танце, вообще тогда довелось увидеть впервые».

Балетмейстер Валентин Елизарьев: «Я являюсь сторонником содержательного балета, просто танец на музыку, пусть даже самый блистательный, меня не устраивает. Сегодня этого мало. Для меня важно, чтобы в спектакле жила значительная, современная идея. Не сюжет, а именно идея».

Смотрите также

  • Комедия
  • Владимир Чигишев
  • 2012
  • 74 мин

Казанский государственный театр юного зрителя

  • Комедия
  • Сергей Колосов
  • 1961
  • 86 мин

Центральный академический театр Российской армии

  • Комедия
  • Cергей Евлахишвили
  • 1982
  • 88 мин

Московский театр миниатюр под руководством Михаила Жванецкого

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Прямая трансляция 15 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

«Дорога к джазу» Известные джазовые мелодии

Прямая трансляция 15 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Александр Ключко

Прямая трансляция 14 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Камерные вечера

Прямая трансляция 14 октября, в 14:00. Камерный зал Филармонии

Сказка о серебряном голосе, маленькой шпаге и нежном сердце (прогулка по Вене)

Зрители услышат музыкантов-виртуозов из разных стран.

Подробнее

В нем принимают участие более 20 тысяч молодых людей из 185 стран мира.

Подробнее

Семейная реликвия Ивана Тургенева, портреты в доме Дмитрия Мамина-Сибиряка и кабинет Антона Чехова.

Подробнее

Лучшим русским романом признан «Патриот» Андрея Рубанова.

Подробнее

Зрители увидят пять эпох: от Древней Руси до XX века.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть