Возчик Геншель
Телеспектакль

Возчик Геншель

Московский художественный академический театр имени М. Горького

Год выхода:
1982
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
140 мин.
В ролях:
Лев Золотухин, Раиса Максимова, Светлана Коркошко, Анжела Крутикова, Георгий Шевцов, Юрий Богатырев, Сергей Десницкий, Сергей Ганшин, Анатолий Семенов, Александр Стариков, Борис Щербаков, Ирина Юревич
Режиссёры:
Владимир Салюк, Марк Орлов

Трагедия доброго человека, доведенного женой до самоубийства.

Немецкий драматург Герхарт Гауптман открыл новый сценический прием – напряженность действия при кажущейся бездейственности. Многое не выражено словами, но прочитывается в паузах, жестах. Стилистика его пьес близка стилистике А.П. Чехова.

Из интервью с режиссером Владимиром Салюком:

«Я окончил школу-студию МХАТ, где учился с Андреем Мягковым и Владимиром Меньшовым, Верой Алентовой и Ириной Мирошниченко. Где-то на третьем курсе решил поставить спектакль по повести Джона Стейнбека «О людях и мышах». Этим детищем, во многом определившим мою режиссерскую судьбу, я горжусь до сих пор – он долго шел и даже был показан на Центральном телевидении. Олег Ефремов заинтересовался моей персоной и взял спектакль вместе с молодым режиссером в театр «Современник». Потом была постановка пьесы Кшиштофа Коиньски «Ночная повесть», о которой писали газеты, а я стал лауреатом конкурса польских пьес на советской сцене. Когда Ефремова пригласили возглавить МХАТ, он позвал меня к себе, и, поддавшись мистической силе обаяния Олега Николаевича, я пошел за ним. Жизнь во МХАТе была задорна и насыщенна. С этим театром мне посчастливилось объездить всю Восточную Европу: «Последние» и «Дачники» по пьесе Горького, «Возчик Геншель» по Гауптману имели успех и держались в репертуаре очень долго».

Фрагмент из сборника «Библиотека драматурга. Гауптман» (1959 г.):

«Пьеса «Возчик Геншель» знаменовала собой возврат к натуралистическим традициям, тем более удивительный для публики, что он последовал после символистской пьесы «Потонувший колокол». Сюжет «Возчика Геншеля» близок к ранней повести Гауптмана «Стрелочник Тиль» (1887). В образе Геншеля, по мнению биографов Гауптмана, автор воплотил возчика Краузе, жившего в подвале гостиницы «Корона», принадлежавшей отцу драматурга, Роберту Гауптману, который и сам выведен в драме в образе Зибенгара. Финансовые затруднения семьи Зибенгара и нависшая угроза разорения также автобиографичны. Место действия пьесы – родина Гауптмана, растущий курорт Оберзальцбрунн в Нижней Силезии.

Пьеса впервые была поставлена на сцене Немецкого театра в Берлине 5 ноября 1898 года и имела огромный успех. В том же году ее поставил венский Бургтеатр. Роль Геншеля в Вене играл знаменитый актер Адольф фон Зонненталь (1834–1909).
За пьесу «Возчик Геншель» Гауптману была присуждена премия Грильпарцера, присуждавшаяся за лучшую пьесу один раз в три года.

В России «Возчик Геншель» сначала не имел успеха. В Театре Корша и в Малом театре пьеса провалилась. Московский Художественный театр, не испугавшись этих двух провалов, все же поставил эту драму. 5 октября 1899 года ее премьера прошла в постановке К.С. Станиславского и В.В. Лужского. <...> Пьеса имела большой успех».

В подборках

Несколько ролей из жизни Юрия Богатырева
И знаменитые, и малоизвестные работы актера в подборке портала «Культура.РФ».

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин