Дон Кихот
Балет

Дон Кихот

Государственный академический Большой театр

Год выхода:
1994
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Драма
Длительность:
128 мин.
В ролях:
Галина Степаненко, Юрий Ветров, Александр Петухов, Юрий Клевцов, Инна Петрова
Режиссёр:
Юрий Григорович

Жизнь Юрия Григоровича накрепко связана с Большим театром, хоть и были разрывы, «измены» мастера с другими коллективами. «Дон Кихот» Людвига Минкуса он поставил на сцене Большого в 1994 году, накануне своего ухода с должности главного балетмейстера и вообще из театра. В роли Китри — Галина Степаненко, которую в 1989-м Григорович переманил в труппу ГАБТа из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. С тех пор она считалась «балериной Григоровича», а партия Китри долгие годы оставалась ее коронной ролью. «Что Григорович требует от вас, от танца?» — спросил как-то балерину интервьюер. «Точности, яркости, неоднозначности», — ответила Степаненко. Таков ее танец и характер ее Китри в спектакле Григоровича «Дон Кихот».

Всем, кто мало-мальски интересуется балетом, известно: в балете «Дон Кихот» собственно Дон Кихот — фигура эпизодическая, служащая, скорее, для скрепления номеров. А главные герои тут — дочь трактирщика Китри и ее возлюбленный, цирюльник Базиль. Отец противится браку дочери с бедным цирюльником. Он планирует выдать ее за богатого дворянина Гамаша. Назревает семейный конфликт. Тут как нельзя кстати в городке появляется защитник всех угнетенных и обиженных — хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский со своим верным оруженосцем Санчо Пансой. Как мы помним, в каждой второй женщине Дон Кихоту мерещилась Дульсинея, женщина-мечта. Естественно, увидел он ее и в красавице Китри. И бросился ей на помощь — приказал трактирщику не неволить дочь, позволить ей выйти за любимого Базиля. Отец вынужден уступить воле заезжего дворянина.

В танцевальной партитуре, конечно, преобладают дуэты Китри и Базиля, а также сольные вариации каждого. «Гвоздь программы» — знаменитые 32 фуэте Китри. Этот пункт — веха в карьере каждой балерины. 32 полных оборота на огромной скорости — серьезное испытание на прочность! Кстати, Галина Степаненко несколько раз позволяла себе такую авантюру, как исполнение двух серий фуэте. «Сначала делала классические 32 фуэте, и, если зритель хлопал, выходила, говорила дирижеру: «Будьте добры, еще, пожалуйста!» — и заходила на второй круг», — рассказывала она в интервью.

Также популярные номера «Дон Кихота» — сегидилья уличной танцовщицы и тореадора, танец тореадоров, цыганский танец, танцы Китри в образе дриады и Дульсинеи (сны Дон Кихота). А в первом акте, в сцене веселья на площади возле кабачка Лоренцо (отца Китри), Дон Кихот и Китри танцуют чинный менуэт. Повторим, что сюжет в «Дон Кихоте» носит характер условности, главное же, за что этот балет любят зрители многих поколений, — атмосфера праздника жизни, молодости и любви. И конечно, испанский колорит!

Смотрите также

Испанские миниатюры
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
Мелодрама
1975
45 мин
Вечер одноактных балетов. Классическое па-де-де и Прогулки
Государственный академический Большой театр
Мелодрама
1978
59 мин
Вечер одноактных балетов. Гибель розы, дуэт из балета Ромео и Джульетта, Кармен-сюита
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
85 мин
Вечер одноактных балетов. «Лебединое озеро». «Ромео и Джульетта»
Государственный академический Большой театр
Драма
1990
90 мин