Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Демократия!

1991 | СССР | Драма | 84 мин.
Режисcёр: Адольф Шапиро, Александр Покровский
В ролях: Сергей Юдин, Виктор Плют, Арнис Лицитис, Ирина Федорова, Инна Кошелева
1088
Фрагмент вступительной статьи Я. Гордина «Когда кончается история, начинается зоология» к книге И. Бродского «Демократия!»:
«Пьеса «Демократия!», написанная на рубеже 1980–1990-х годов, когда еще существовал СССР, когда судьба демократии в России и восточноевропейских странах соцлагеря была неясна. <...>

Жанр понятен – утопия-предупреждение. Бродский делает все, чтобы сбить с толку читателя, вздумавшего бы точно идентифицировать место действия. С одной стороны, за окнами правительственного здания шпили лютеранских кирх – что на Россию непохоже. С другой – речь идет о стране, которая в первой ремарке хоть и названа «небольшим государством», но в которой до западной границы «тыща км болотом», а до восточной «три года скачи – не доскачешь».

В то же время говорится о Центральной или Восточной Европе и положении «между двумя великими державами». Министра внутренних дел зовут Петрович, а министра финансов – Густав, и намекается на его немецкое происхождение. Таким образом, пытаться вычислить название страны, в которой происходит действие, страны, производящей копченых угрей, бекон и газировку, – дело бессмысленное. Это условное пространство, в котором моделируется вся пошлость неорганичной демократии, неожиданно пришедшей на смену социализму. Притом что министр внутренних дел остался прежним...

Стилистически «Демократия!» восходит <...> к диалогическому принципу построения вещи, столь важному в работе Бродского. Минимум прямого действия, минимум активного сюжета: все напряжение, все события внутри и вне места действия – в стремительном диалоге, где одно смысловое звено цепляется за другое, создавая «сюжетное силовое поле». Естественная для членов правительства проблематика – финансы, экономика, групповая борьба – обсуждается и разрешается ситуационно и главным образом лексически как простонародный фарс. <...>

Лексически и интонационно «Демократия!» связана со слоем поэзии Бродского, в котором культивируется язык люмпенизированной улицы, – например, «Представление». Бродский хорошо понимал, что может случиться с западными демократическими ценностями, попавшими в руки политиков, выращенных в коммунистических теплицах.

Но «Демократия!» отнюдь не элементарный памфлет. Бродского всегда, а в то время – и особенно применительно к России – мучила мысль об опасности расчеловечивания. Он говорил и писал об этом. И внутренний сюжет пьесы развивается именно в этом направлении – от «гастрономической демократии», которую исповедуют персонажи, до вполне материального «стремления в животные». Один из признаков этого процесса – умение упростить, вульгаризировать и приспособить к сиюминутной выгоде любую идею. <...>

«Когда кончается история, начинается зоология. У нас уже демократия, а я еще молода. Следовательно, мое будущее – природа. Точней, джунгли. В джунглях выживает сильнейший либо с лучшей мимикрией». И после сюжетного взрыва – абсолютно серьезная и характерная для Бродского сентенция: «Не выживает, детка, никто. Это и есть закон джунглей... Не выживает никто». Страшная, циничная суета перед лицом бесстрастной уравнительницы – смерти... Балаган заканчивается надвигающимся призраком трагедии, от которой не спастись ни в истории, ни в зоологии.

Это не проповедь отчаяния, это печальный совет жить достойно».

Смотрите также

  • Драма
  • Георгий Товстоногов
  • 1957
  • 86 мин

Санкт-Петербургский академический театр «Балтийский дом»

  • Драма
  • Юрий Погребничко
  • 2003
  • 83 мин

Московский театр «Около дома Станиславского»

  • Драма
  • Виктор Рыжков
  • 1986
  • 115 мин

Государственный академический Малый театр

Прямая трансляция 23 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Павел Коган, Борис Петрушанский

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

Дирижировать будет Александр Сладковский, а ведущим станет Михаил Козырев.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть