Богема
Опера

Богема

Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля

Год выхода:
1985
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
104 мин.
В ролях:
Зиля Сунгатуллина
Режиссёр:
Нияз Даутов

Богема — опера в четырёх актах Джакомо Пуччини. Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза написали либретто по произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Впервые опера была представлена публике 1 февраля 1896 года в туринском Teatro Regio, дирижировать пригласили Артуро Тосканини. В России в разное время ее можно было увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. В Татарском государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля она была поставлена в 1985 году. Режиссером-постановщиком стал Нияз Даутов.

Фрагмент из статьи Камиллы Гали «Нияз Даутов: «Нужно уметь создавать самого себя»», опубликованной в газете «Татарский мир»:

«Одна из лучших страниц в истории музыкальной культуры Татарстана — творчество Нияза Курамшевича Даутова, артиста, оперного режиссёра, музыкального педагога, просветителя. Самой первой большой ролью Нияза Даутова стал Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского. Этой партией артист дебютировал в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в ней талант молодого певца раскрылся сразу и ярко. Потом были Ромео в опере «Ромео и Джульетта» Гуно, Альфред в «Риголетто» Верди, Дубровский и Фауст в одноимённых операх Направника и Гуно. <...>

Среди его постановок — произведения мировой оперной классики «Кармен», «Чио-Чио-сан», «Богема», «Пиковая дама», «Отелло», «Борис Годунов». За тридцать лет режиссёрской работы он поставил почти 80 спектаклей. <...>

В своей режиссёрской работе Даутов любил выразительные мизансцены, яркую зрелищность и театральность: он был приверженцем романтического стиля, художественно-образной символики.
«Удача оперного спектакля, — писал в записных книгах Нияз Даутов, — находится в прямой связи с творчески прочитанной партитурой, поэтому режиссёр, работающий в музыкальном театре, должен быть прежде всего музыкантом. Есть что-то в музыке, что находится между линейками нотного стана, и именно это «что-то» представляет собой наибольшую ценность». Нияз Даутов был приверженцем именно музыкальной режиссуры.

Зиля Сунгатуллина, народная артистка Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреат Республиканской премии имени Тукая, профессор Казанской консерватории: «Мне как и многим певцам моего поколения, — а это Х.Бигичев, Р.Сахабиев, В.Ганеева, К.Хайрутдинова, Р.Идрисов, Р.Даминов, Р.Узбекова и другие, — очень повезло. Мы пришли в театр совершенно неопытные и никому неизвестные. А первые годы в театре для певцов очень важны. В консерватории мы получаем вокальную школу, но настоящее мастерство приходит только на сцене под руководством дирижёра и режиссёра. Спустя 20 лет все пришедшие тогда в театр молодые певцы состоялись, они стали известными в Татарстане певцами.

Нияз Курамшевич сам был замечательным певцом, и это обстоятельство выделяло его из ряда других режиссёров, работавших тогда в театре. Он до тонкостей знал каждую вокальную партию и так строил все мизансцены, что нам, артистам, было очень удобно петь и вести драматический рисунок роли. И что интересно, в спектакле было задействовано по несколько составов, но никаких повторов не было. Каждая Виолетта, Розина, Кармен были индивидуальны, не похожи на других.
Я с ним сделала очень большой репертуар и вспоминаю годы совместной работы как самые счастливые в моей жизни. Спустя годы, когда я сама уже стала преподавать, понимаю, насколько Нияз Даутов был тонким наставником, как мудро он формировал артиста-певца. Когда только-только приходишь в театр, хочется петь сразу всё и в разных амплуа».

Смотрите также

Распутин
Драма
2017
98 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Хованщина
Мариинский театр
Драма
1992
182 мин
Каменный гость
Государственный академический Большой театр
Драма
1979
84 мин