Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

В честь Мариуса Петипа. Арлекинада

Михайловский театр | 1975 | СССР | Комедия | 48 мин.
Режисcёр: Петр Гусев
919
Спектакль, поставленный на сцене Малого оперного театра Ленинграда (Михайловский театр), состоит из трех одноактных балетов Мариуса Петипа – «Арлекинада», «Привал кавалерии» и «Пахита. Большое классическое па». Эти балеты объединяет композиционная стройность и безупречный танцевальный язык.

Балеты Петипа в 1975 году возобновил выдающийся деятель театра балетмейстер Петр Гусев. Хореограф органично сочетал в своих постановках классическое наследие с экспериментом. Особое внимание он уделял возрождению старых и забытых спектаклей, считая, что восстановление балетной классики в первозданном виде очень важно для воспитания и зрителей, и артистов балета, поскольку «классический танец – основа основ в подготовке профессиональных танцовщиков».

Сюжет «Арлекинады» на музыку композитора Риккардо Дриго основан на сюжете классической комедии дель арте. Юный Арлекин, влюбленный в Коломбину, преодолевает все препятствия на пути к своему счастью. Легкий красочный балет предназначался для празднества императорского двора и давался в честь жены императора Николая II императрицы Александры Федоровны. Первая постановка балета прошла 10 февраля 1900 года в Санкт-Петербургском Эрмитажном театре, дирижировал сам Риккардо Дриго, а партию Коломбины исполняла Матильда Кшесинская.

Из статьи Петра Гусева «Сохранить шедевры прошлого», журнал «Советский балет» (1983, №4):
<…> «Советский балет получил в наследство от русского более сорока балетов. Осталось всего восемь. Из них только «Шопениана» и «Сильфида», перенесенная из Дании, не переделывались. Больше всего пострадало «Лебединое озеро»: балет идет в тридцати четырех вариантах и редакциях. Восстановить полностью подлинник хореографии М. Петипа – Л. Иванова вряд ли уже возможно. <…>

Балет Большого театра в советское время не был хранителем наследия классиков хореографии. Здесь шли новые варианты этих балетов, значительно переделанные А. Горским. Из его версий распространились по театрам лишь «Дон Кихот» (первоначально сочиненный М. Петипа) и «Конек-Горбунок» (первоначально сочиненный А. Сен-Леоном, по памяти восстановленный Петипа и затем уже переделанный Горским). <…>

В то же время подлинники старинных балетов, сохранявшиеся Ленинградским театром оперы и балета имени С.М. Кирова, распространялись по стране. Следовательно, наивысшая доля ответственности за классическое балетное наследие лежит на нем. Здесь впервые в России были показаны и хранились «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Корсар», «Эсмеральда». Здесь родились и отсюда получили распространение «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Спящая красавица». «Щелкунчик», «Баядерка», «Арлекинада», «Талисман» и другие. <…>

Восстановление балетного спектакля или его хореографии – всегда коллективная работа. На афишу же обычно ставят того, кто объединяет поиски и разучивает роли с актерами. Возьмем, к примеру, «Арлекинаду», выпавшую из репертуара Кировского театра в 1923 голу. В январе 1961 года, после тридцати восьми лет небытия, началась работа по восстановлению «Арлекинады» для Новосибирского театра. Старейший исполнитель роли Арлекина Б. Шавров возглавил большую группу ветеранов, собрав старых исполнителей всех партий, вплоть до кордебалета (кроме исполнителей роли Леандра, из которых в живых уже никого не осталось). В 1963 году Шавров закончил сбор материалов, но постановка спектакля не состоялась. Через три года к «Арлекинаде» вернулся Ленинградский камерный балет. И Шавров совместно с другими разучил с артистами восстановленную общими усилиями хореографию Петипа. Мизансцены удалось вспомнить лишь частично. Практика показала, что мизансцены вообще восстановить значительно сложнее, чем танцы. В пантомимных эпизодах артисты часто импровизировали, и каждый яркий исполнитель вносил сюда свои изменения. Сохранялся лишь смысл и общие черты. В 1975 году «Арлекинада» после двух лет существования в Камерном балете была перенесена в Ленинградский Малый театр оперы и балета (Михайловский театр) и снова проверялась и перепроверялась. Некоторые мизансцены доделывались О. Виноградовым, но подлинник хореографии М. Петипа сохранен полностью, только и исключительно в результате коллективного труда». <…>

Смотрите также

  • Комедия
  • Сергей Колосов
  • 1961
  • 86 мин

Центральный академический театр Российской армии

  • Комедия
  • Марина Глуховская
  • 2011
  • 114 мин

Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин»

  • Комедия
  • Сергей Яшин
  • 1981
  • 70 мин

Российский академический молодежный театр

Прямая трансляция 19 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я помню чудное мгновенье». Вечер русского романса

Прямая трансляция 18 октября, в 19:00. «Ленфильм-клуб»

Трансляция фильма «Амун»

Прямая трансляция 18 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Виртуозы Москвы», Андрес Мустонен

Прямая трансляция 17 октября, в 16:30. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Льва Додина

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Французский писатель примет участие в заседании секции «Литература и чтение» и представит свою новую книгу.

Подробнее

Зрителей ждут выставки, мастер-классы, концерты и спектакли.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть