Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

В честь Мариуса Петипа. Привал кавалерии

Михайловский театр | 1975 | СССР | Комедия | 35 мин.
Режисcёр: Петр Гусев
894
Спектакль, поставленный на сцене Малого оперного театра Ленинграда (Михайловский театр), состоит из трех одноактных балетов Мариуса Петипа – «Арлекинада», «Привал кавалерии» и «Пахита. Большое классическое па». Эти балеты объединяет композиционная стройность и безупречный танцевальный язык.

Балеты Петипа в 1975 году возобновил выдающийся деятель театра балетмейстер Петр Гусев. Хореограф органично сочетал в своих постановках классическое наследие с экспериментом. Особое внимание он уделял возрождению старых и забытых спектаклей, считая, что восстановление балетной классики в первозданном виде очень важно для воспитания и зрителей, и артистов балета, поскольку «классический танец – основа основ в подготовке профессиональных танцовщиков».

«Привал кавалерии» – малый балет, одна из «шуток» гениального хореографа, созданная в 1896 году, в которой нашло выражение композиционное мастерство зрелого Петипа (балет создан между «Лебединым озером» и «Раймондой»).

В этом балете нет глубины характеров или драматических переживаний: привал короток, и время не ждет – военные флиртуют с сельскими красотками, и полк уходит. Комедийные ситуации амурных похождений бравых кавалеристов выражены в характерных танцах, которые царят здесь наравне с классикой.

Музыкальную партитуру для балета создал Иван Иванович Армсгеймер. Премьера «Привала кавалерии» состоялась в 1896 году на сцене Мариинского театра, а главную партию танцевала дочь Мариуса Петипа Мария. В 1919 году спектакль возобновил Александр Ширяев, но советская власть не благоволила гусарским полковникам, и лишь в 1975 году благодаря усилиям выдающегося балетмейстера Петра Гусева балетная сцена обрела заново один из малых шедевров Петипа.

Из статьи Петра Гусева «Сохранить шедевры прошлого», журнал «Советский балет» (1983, №4):
<…> «Одна из вечных проблем стоит перед балетным театром – что и как сохранять и что и как создавать. <…> Отсутствие записи – трагедия нашего искусства. Мы знаем, кто, где, что, когда сочинил и поставил, но не знаем как. Мы никогда не узнаем, какими выразительными средствами пользовались Новерр, Вигано, Дидло и другие гиганты, создавая свои шедевры. От забытых балетов прошлого остались либретто, партитуры, эскизы декораций и некоторых костюмов. К ним можно вернуться. Хореография, восхищавшая современников, погибла и невосстановима. Но для понимания процесса развития выразительных средств балета необходимо знание конкретных подлинников хореографического текста, <…> то, что как-то сохранилось в театрах или его еще можно вспомнить общими усилиями. <…>

Танец запоминается значительно хуже, чем песня, стихи, музыка. Установить малейшее искажение в тексте стиха, мелодии песни, оперной арии может почти каждый. Но даже значительные изменения хореографии балетного спектакля улавливают немногие. Вот почему в балете есть только один способ доказать истину – показать разные редакции одновременно одну за другой с соответствующими разъяснениями. <…>

Наше вмешательство в балеты наследия многообразно. Его надо рассматривать дифференцированно, поскольку оно ставит разные цели и по-разному отражается на подлиннике. Мы отказались от условного балетного жеста всюду, где действие понятно и без него и где отказ не лишает спектакль художественных достоинств и не отражается на хореографии. <…>

Истинное понимание современности прочтения – это стремление максимально приблизиться к материалу, его осмысление на новом уровне знаний. Это внимание к мыслям, близким нашему времени, а не подмена мыслей автора. Это поиск наиболее выразительной передачи произведения средствами современного исполнительского, режиссерского, сценографического мастерства во всей многогранности авторской мысли. Классики не исчерпаны – они и сегодня еще не до конца познаны. <…>

Мариус Петипа – важнейшая фигура при рассмотрении вопроса о принципах обращения с балетами наследия. В истории русского балета Петипа был и остается собирателем, отдавшим много лет жизни накоплению, сохранению и использованию ценностей наследия. <…>

В 1892 году Петипа писал, что талантливый балетмейстер, возобновляя прежние балеты, будет сочинять новые танцы в соответствии с собственной фантазией. А через пять лет в интервью 1897 года говорит: «…На балет необходимо смотреть как на цельную пьесу, в которой всякая неточность постановки нарушает смысл и замысел автора… Я возмущен ломкою классических балетов… Почему классическое балетное произведение не должно пользоваться такой же охраной и уважением, как известная опера или драма?» <…>

Смотрите также

  • Комедия
  • Зинаида Алиева
  • 1988
  • 54 мин
  • Комедия
  • Павел Хомский
  • 2006
  • 147 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Комедия
  • Олимжон Салимов
  • 1989
  • 133 мин
​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть