Жизнь за царя
Опера

Жизнь за царя

Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)

Год выхода:
1992
Страна производитель:
Россия,СССР
Длительность:
107 мин.
Режиссёр:
Петр Гусев

Дирижер-постановщик А. Лазарев, художник-постановщик В. Левенталь.

Спектакль был поставлен в Костроме, в Ипатьевском монастыре перед Троицким собором, в тех самых местах, где происходили события оперы. Стены монастыря стали органичным элементом декораций, и зрители-слушатели ощущали свою сопричастность к истории страны.

Спектакль был приурочен к 380-летию династии Романовых. В рамках так называемого Царского тура его посмотрели великие княгини Мария Владимировна Романова и Леонида Григорьевна Романова. Постановка транслировалась в 15 странах Европы. Главные партии исполняли Владимир Маторин (Сусанин) и Елена Брылева (Антонида).

Фрагмент статьи «Царская колыбель» критика и литературоведа С. Лесневского (1993 г.):

<...> «В воскресенье, 30 мая 1993 года, поздним вечером тысячи людей заполнили огромную лужайку Нового города Ипатьевского монастыря. <...> Большой театр давал в стенах Ипатьевского монастыря оперу Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». И здесь это возвращенное название великой оперы обрело особый смысл. Прожектора осветили Зеленую башню монастыря. Зазвучали знакомые звуки, любимые арии. Погибал и воскресал Иван Сусанин.

И пусть это было всего лишь зрелище, я думаю, никогда костромичи с таким волнением не слушали классическую оперу, никогда такой серьезностью не наполнялись произносимые у стен Московского Кремля (а сейчас в Ипатьевском монастыре) хрестоматийные слова: «Славься, славься, Святая Русь… Славься, славься, наш Русский Царь…» <...>

Фрагмент книги Н.А. Зонтикова «Иван Сусанин. Легенды и действительность» (1997 г.):

<...> На фестиваль в Кострому прибыли представители Российского императорского дома во главе с великой княгиней Марией Владимировной.

<...> Высшей точкой праздника стала, конечно, показанная 30 мая 1993 года в Ипатьевском монастыре Большим театром опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», всего лишь три года назад возвращенная на отечественную сцену. «Российская газета» писала о спектакле: «В ограде Ипатьевского монастыря <…> костромичи услышали своего соотечественника Ивана Сусанина. Услышали в одной из самых пронзительных национальных опер. <…> Могучие стены, столько видевшие, столько истории вобравшие в себя, словно разряжались мощной художественной отдачей. Вековое молчание было нарушено. Тысячи собравшихся (многие простояли весь спектакль, не сетуя на отсутствие театральной комфортности) слушали музыку с редкой сосредоточенностью и самозабвением».

Завершилась опера <…> перезвоном колоколов монастырской звонницы – это был подлинный шедевр Глинки, показанный Большим театром, в присутствии наследников царской династии, в монастыре, уже вставшем на путь возрождения в нем духовной жизни».

Смотрите также

Мазепа
Драма
2017
130 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Хованщина
Мариинский театр (Основная сцена)
1992
182 мин
Каменный гость
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
84 мин