Четырежды ноль
Спектакль

Четырежды ноль

Театр Наций

Год выхода:
2002
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Драма
Длительность:
113 мин.
В ролях:
Александр Берда, Юлиана Ромашина, Игорь Ларин, Сергей Пожарский, Ростислав Бершауэр, Александр Карамнов, Игорь Евтушенко
Режиссёры:
Александр Смирнов, Геннадий Шапошников

Спектакль-фантазия по произведениям Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего», «Миргород», «Невский проспект», «Игроки», «Ревизор», «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями».

Интервью с Геннадием Шапошниковым (РИА «Новости», 2002 г.):

«У каждого автора есть своя тайна, к которой можно подобрать множество ключей, но каждый режиссер подбирает свой единственный, – рассказал Шапошников. – Что касается Гоголя, то он сам – тайна, вложенная еще в одну тайну, как матрешка». По словам режиссера, зритель, который будет наблюдать, как пытается сложить в своем воспаленном сознании разрозненные фрагменты окружающей жизни Поприщин, попадет в плен фантастической игры смыслами, значениями и загадочными иллюзиями.

«Записки сумасшедшего» – мистическое, пророческое произведение, в котором автор предсказал и свою собственную судьбу». В нашем спектакле мы стремимся соединить подлинность и простоту с максимальной зрелищностью», – отметил Шапошников.

В прежние годы было осуществлено много постановок по «Запискам сумасшедшего», но в основном как моноспектакль. На этот раз Поприщина играет целая «команда» артистов. По словам режиссера, он долго и тщательно отбирал артистов и считает, что ему удалось собрать уникальный ансамбль. В спектакле заняты Юлиана Ромашина из Театра Луны, Ольга Тумайкина из Театра им. Евг. Вахтангова, Александр Берда из «Современника», актер Театра «Вернисаж» Игорь Ларин, Игорь Евтушенко из Театра им. В. Маяковского и другие».

Фрагмент статьи Лейлы Гучмазовой «Гоголь открывает дверь» в журнале «Ваш досуг» (2002 г.):

«Трудно поверить, что современники считали Гоголя реалистом. В наше время постановки гоголевских пьес – собрание театральных фантасмагорий. То и дело звучит странная музыка, подозрительные шорохи сменяются скрипами и вздохами. Стоит кому-нибудь упомянуть второстепенного персонажа – он тут же выбегает на сцену. Скажут: «сапоги» – тут же сапоги и показывают, да еще и с тайным эротическим подтекстом. Редкая постановка обходится и без появления самого Николая Васильевича. Зрители привыкли, что режиссерам нравится ставить «всего Гоголя».

Казалось бы, что можно придумать еще? Но Геннадий Шапошников решил провести очередной театральный эксперимент на базе Театра Наций – спектакль «Четырежды ноль». В фантазии на тему Гоголя фантомы и призраки растут как грибы после дождя. Каждому актеру приходится играть три, а то и четыре галлюцинации. И все они – плод больного воображения сумасшедшего Поприщина, героя «Записок сумасшедшего». Юлиане Ромашиной – единственной актрисе, попавшей в мужскую компанию, – досталось четыре роли: ее превосходительство, Софи (предмет эротических мечтаний Поприщина), Великий инквизитор и собачка Меджи. «Знаете, в комнате, где мы репетируем, иногда сама собой открывается дверь (но она не сломана), – мистифицирует Юля. – Мы тогда говорим: «Здравствуйте, Николай Васильевич». Он приходит к нам в самые интересные моменты. А потом дверь закрывается».

Смотрите также

«Клятвенные девы»
Драма
2017
81 мин
«Старший сын»
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
«Папа, мама, я и Сталин»
Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского
Драма
2017
76 мин