Заблудший
Художественные фильмы

Заблудший

Год выхода:
1966
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
74 мин.
В ролях:
Николай Крючков, Лидия Смирнова, Клара Лучко, Лариса Барабанова, Иван Жеваго, Клавдия Хабарова, Анатолий Шаляпин, Ольга Залыгалова, Алексей Ефремов, Георгий Милляр
Режиссёр:
Семен Туманов
Производитель:
Мосфильм по заказу Гостелерадио СССР

Мелодрама о всепрощающей любви. Герой фильма, Евсей, в трудные послевоенные годы бросает в деревне свою семью и переселяется в город к продавщице Нюрке. У них рождаются дети, но Нюрка груба, и семейная жизнь Евсея не складывается.

Однажды на железнодорожной станции Евсей встречает своего выросшего сына и решает наладить отношения с первой семьей. Бывшая жена Пелагея и дети встречают его враждебно, но когда он приходит в их дом больной, они прощают его. Евсей остается работать в колхозе. Нюрку осуждают за хищения, и Евсей забирает в деревню осиротевших детей, которых принимает в свою семью Пелагея.

Премьера фильма состоялась дважды: сначала картина вышла на телеэкраны под названием «Гнезда», а через год – в кинотеатрах под названием «Заблудший».

Фрагмент книги Татьяны Ивановой и Владича Неделина «Николай Крючков» (1984 г.):

«Творческая «биография» «Гнезд» («Заблудшего») довольно необычна, <...> замысел фильма и его общий «прицел» были актерскими. Видимо, разуверившись в эффективности обращения к кинодраматургам с призывами писать для них, Н. Крючков и Л. Смирнова решили взять дело в собственные руки. А совсем еще молодое в ту пору искусство телевизионного фильма оказалось счастливо отзывчивым на эту чисто актерскую инициативу, к которой и режиссура отнеслась с редким доверием и пониманием.

«Для фильма «Гнезда» я сам нашел и тему, и литературный материал, – рассказывает Н.А. Крючков. – Сценарий написан на основе рассказа пермского писателя Ю. Петухова «Заблудший». <...>

Сам «заблудший», Евсей, был у Крючкова человеком доброго сердца <...> из тех, что, как говорится, мухи не обидят. Главное же – это вечный труженик, работающий не покладая рук, не помышляя урвать от жизни большой ли, малый ли куш. <...> Хотя работник он хоть куда, а получилось как-то так, что ни достатка, ни почета это ему не принесло. <...>

В этой истории, кроме самого Евсея, еще двое: его законная жена Пелагея и незаконная, «городская» – буфетчица Нюрка. Едва отвоевавшись и только вернувшись в родную деревню, Евсей должен был податься в город на заработки – на сельской работе в эту пору сносно прокормить семью не было возможности. В первое время приезжал к жене и четверым ребятишкам как мог часто. Потом все реже. Однажды под праздник не явился вовсе. Тогда Пелагее стало ясно: муж в городе «нашел другую». <...>

Выход фильма на телеэкран произвел сенсацию, которой, пожалуй, никто не предвидел. Разговоры, споры о нем, просто обмен мнениями можно было слышать в метро, в троллейбусах и электричках, в магазинах... <...> Евсей и Пелагея стали героями дня.

<...> ...Евсей у Н. Крючкова предстает как человек полностью сокрушенный жизнью. Но есть в нем в то же время и какая-то щемящая своей непреклонностью решимость выпить до дна уготованную им самому себе горькую чашу расплаты. И в этой непреклонности – последнее слово его раненой совести, последний его завет самому себе. <...> Крючков вывел на экран персонаж этой драмы из самых глубин народной жизни. И показал, что именно для такого, как Евсей, предельно простонародного «естественного человека» потеря, развал семьи, а тем более собственная повинность в них не драматический эпизод, который надо только постараться пережить и все минется, перемелется, а крушение всей жизни». <...>

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин