Папина жена
Художественные фильмы

Папина жена

Год выхода:
1968
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
15 мин.
В ролях:
Алексей Локтев, Андрей Макаренко, Нина Гребешкова, Николай Томский, Алексей Лямин, Лариса Барабанова, Мария Кремнева
Режиссёр:
Эра Савельева
Производитель:
Мосфильм по заказу Гостелерадио СССР

Жизнь маленького Андрюши, живущего с тетей, быстро меняется. У его отца появилась новая жена, а у него самого - мачеха, которой предстоит найти подход к ребенку, рано оставшемуся без матери.

Режиссер картины - Эра Савельева, больше известная как оператор.

Статья В.Я. Эпштейн-Стрельцова «К 100-летию Эры Савельевой». Опубликовано в газете Союза кинематографистов ( 2013 г.)

«Эра Михайловна Савельева – заслуженный деятель искусств РСФСР (1968), кинооператор, режиссер. Родилась 6 июля 1913 года в Баку. Окончила кинооператорский факультет ГИКа (1936). Была ассистентом кинооператора, вторым кинооператором у Михаила Ромма и Бориса Волчека. С 1943-го – кинооператор-постановщик «Мосфильма». <...>

Савельева Эра Михайловна – имя в советском и российском кино, несомненно, легендарное по итогам пройденного пути, по участию в фильмах, давно ставших классикой, по достижениям в собственном творчестве. Многие годы она в разном качестве работала с великим кинооператором и педагогом Б.И. Волчеком. <...> Потом были и другие замечательные работы, в них Э.М. Савельева – зрелый, совершенно самостоятельный и оригинальный автор киноизображения. Не стоит перечислять все ее работы: кинематографисты, кинооператоры прежде всего, о них знают.

И все же нельзя не отметить особо почерк Эры Михайловны в работе над портретами киногероев. Достаточно вспомнить образ Катюши Масловой в фильме «Воскресение», созданный талантливейшей актрисой Тамарой Семиной, яркие портретные характеристики героев «Старомодной комедии» в исполнении Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова. В этом фильме Эра Михайловна не только оператор, но режиссер и сценарист. Поговаривали, что у нее был трудный характер. Наверное, так оно и было. «Трудный характер» – неотъемлемая черта художника, бесконечно преданного своему делу-предназначению, находящегося в постоянном поиске пути к совершенству, понимая при этом, что совершенство недостижимо, но нелегкий путь к нему надо пройти, он обязателен для взыскательного творца своего замысла. Хорошо (по практике) известно: кинооператор – профессия тяжелейшая, мужское дело, на сильного духом, выносливого, а главное, здорового человека рассчитанная.

Женщина-кинооператор, да еще выдающийся, – редкость небывалая, раритет. У нас – Савельева, Пилихина, Лобова, Эгина, Голдовская, Соловьева. <...> Эра Михайловна с редким достоинством и завидной, на первый взгляд, легкостью преодолевала тяготы профессии, добиваясь нужного результата. Она великолепно понимала: творчество кинооператора, уникальное изобразительное решение неразрывно связаны с возможностями кинотехники – с конструкцией кинокамеры и кинопленки (прежде всего цветной). Время ее творческой работы требовало постоянного совершенствования этих орудий операторского труда. Трудно перечислить все поиски и решения кинооператора Савельевой, ее бесценные советы разработчикам отечественной кинотехники, ее собственные оригинальные изобретения, дававшие совершенно неожиданный блестящий результат. А задачи она ставила перед собой куда как сложные. До сих пор в музейных запасниках «Мосфильма» можно отыскать по случаю какие-то уникальные приспособления, назначение которых сегодня, в век компьютерной графики, не очень понятно. Старики, если повезет, объяснят: «О, это еще Эра Михайловна разработала, это она применила в фильме... Помните «Балладу о солдате», этот взбесившийся, вертящийся танк, преследующий молоденького солдатика? А воинский состав, взлетающий в небо? Помните?» Помним. Конечно, помним. И всегда будем помнить доброй памятью Эру Михайловну Савельеву – удивительного человека, нашего старшего товарища и учителя, украсившего своей работой профессию и в наши дни ставшего легендой великой советской и российской неповторимой операторской школы».

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин