Чехарда
Художественные фильмы

Чехарда

Год выхода:
1987
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Семейный
Длительность:
69 мин.
В ролях:
Евгений Лебедев, Алиса Фрейндлих, Виталик Боголюбов, Лариса Удовиченко, Сергей Проханов, Юрий Муравицкий, Александр Потапов, Николай Гудзь, Виктория Бочарова, Галина Пименова
Режиссёры:
Владимир Крайнев, Алим Федоринский
Производитель:
Киностудия им. А.Довженко по заказу Гостелерадио СССР

Фильм создан по мотивам повести Анатолия Алексина «Позавчера и послезавтра». Режиссеры – Владимир Крайнев и Алим Федоринский.

Старому учителю пения Виктору Макаровичу очень дорога работа, которой он отдал лучшие годы своей жизни. Виктор Макарович одинок, у него нет семьи, ее заменили ученики-дети, но он болен и руководить хором больше не может. В эти тяжелые для учителя дни особенно ярко проявляется привязанность к нему Миши Кутусова.

Премьера телевизионного художественного фильма состоялась в 1987 году. Главную роль в нем сыграл актер и педагог Евгений Лебедев, известный по таким фильмам, как «Таланты и поклонники», «Приключение желтого чемоданчика», «В огне брода нет».

Фрагмент статьи Елены Горфункель, опубликованной в книге «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000»:

<...> Евгений Лебедев целиком и полностью принадлежал театру. Сколько бы он ни снимался, у кого бы он ни снимался, его киногерои были лишь приложением к персонажам театральным. Импровизация была его стихией. В кино никогда не имели бы успеха такие развернутые сценические этюды, как Крутицкий из «На всякого мудреца довольно простоты» или пьяница из «Энергичных людей». Вместе с ним равномерность времени исчезала, оно становилось относительным – подобные эффекты и делают театр незаменимым.

Присутствие на подмостках мещанина Бессеменова и лошади Холстомера было существованием, а не бытом. Тем, что Пастернак называл «вся бытность разрыта, вся вечность рассеянна». Подобное труднодоступно актеру в кино. Когда Товстоногов переделал спектакль «Мещане» в телефильм, театралам вспоминался спектакль, но телезрители вряд ли могли оценить актерскую игру так, как она того заслуживала. И все-таки Евгений Лебедев снимался в кино не случайно. Некоторые его роли рельефом выделяются в памяти сразу же, как назовешь фильм. Например, «В огне брода нет», где он сыграл полковника, застрелившего Таню Теткину не из жестокости, а из страха. «Два капитана» – Ромашка, предатель, одна из самых ранних киноработ, острая карикатура, нарисованная актером с сатирическим энтузиазмом, предвещавшим, между прочим, Артуро Уи, его сценический шедевр. В картине Сергея Снежкина «Петроградские гавроши», посвященной Октябрьской революции, Евгений Лебедев сыграл главную роль.

Не будет преувеличением сказать, что это его актерская антология. Напоследок он создал образ, вобравший в себя по частице самых разных его героев, да еще и отголоски биографии. Евгений Лебедев из поповской семьи, из тех, кто после 1917-го тоже назывались «бывшими» и чьи дети долгие годы хранили молчание о себе. Котофей из «Петроградских гаврошей», в мундире, со связкой ключей на шее, больше всех похож на старика Бессеменова, который тоже защищал старый порядок от непутевых своих детей. Таскание за уши, подзатыльники и какое-то рыдающее «Молчать!» – из трагедии мещанского дома. Огромная, во все лицо гримаса почтения и чиновничьего страха во время визита к бывшему большому «генералу» – это след гоголевского Поприщина. А вопли в коридоре Смольного о власти, которая не нужна, если не может накормить детей, конечно же, бунт Холстомера. При этом картина получается не о гаврошах – о старике. История о внутренней революции, о «либерте, эгалите, фратерните» не в лозунгах, а в бедствиях, пережитых учителем из приюта на склоне лет в хаосе петроградской осени; о человеке, рядом с детьми ощутившем равенство в сиротстве. <...>

За предоставленные материалы благодарим интернет-проект «Энциклопедия отечественного кино».

В подборках

Топ-10 фильмов о школе по «десятиклассному» рейтингу
Подборка кинокартин для детей и подростков.