Маленькая девочка
Телеспектакль

Маленькая девочка

Год выхода:
2002
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
103 мин.
В ролях:
Владимир Симонов, Елена Сафонова, Светлана Малюкова, Любовь Германова, Елена Скороходова, Геннадий Сайфулин, Ходжадурды Нарлиев
Режиссёры:
Игорь Максимчук, Любовь Тимофеева

В центре сюжета – необычный любовный треугольник. Пикантность ситуации в том, что героиня рискует пригласить в дом на «постоянное место жительства» девушку – предмет страсти мужа, пытаясь изменить фатальный, как ей кажется, ход жизни, переиграть судьбу. Последствия опасного эксперимента оказываются неожиданными для всех троих.

Фрагмент статьи Ирины Чайковской «Женщины Серебряного века: Нина Берберова, Анна Ахматова...» в журнале «Чайка» (2014 г.):

«Начав смотреть телевизионный спектакль, не знала, к счастью, что пьеса Берберовой написана в 1961 году. Думала – и, как кажется, была права, – что она целиком принадлежит Серебряному веку, тому крохотному промежутку до революции, когда Нина Николаевна Берберова (1901–1993), в будущем писательница, подруга Владислава Ходасевича, свою жизнь только начинала, была «маленькой девочкой».

Мне кажется, правы авторы спектакля, поместившие действие небольшой психологической драмы с элементами сюра, в начало XX века, сохраненное памятью писательницы, не так давно закончившей свои дни в Филадельфии.

А камертоном к стилистике спектакля, а лучше сказать, ко всему его содержанию, служит песня Александра Вертинского (слова написаны в соавторстве с Натальей Грушко) «Маленькая балерина».

Чистый, высокий и вправду «детский» голос актрисы (Светлана Малюкова) исполняет эту бесхитростную балладу о «любовном треугольнике» и о сломанной судьбе: «Но знает мокрая подушка / В тиши ночей, /Что я – усталая игрушка / Больших детей».

Спектакль получился именно об этом – так что финал его, когда Маленькую девочку прогоняют, хотя ей некуда идти и она привыкла к обоим удочерившим ее супругам, вполне органичен. <...>

Постановщик «Маленькой девочки» для телевизионного театра Игорь Максимчук создал психологическую драму, открыв перед актерами максимальные возможности проявить свой талант, способность к перевоплощению и к передаче легчайших переходов настроений.

Следить за их игрой – интересно (а жену играет Елена Сафонова, мужа – Владимир Симонов, девочку Светлана Малюкова, хороши также в ролях второго плана Елена Скороходова, Любовь Германова, Геннадий Сайфулин и Ходжадурды Нарлиев). О последнем скажу особо. Есть такие актеры, чье лицо играет без слов, его запоминаешь. Нарлиев сыграл в спектакле роль некоего «восточного человека» Агара, друга семьи, сыграл так, что врезался в память. Это он предрекает неизбежный, хотя и неясный пока конец затейливой интриге, на свою голову затеянной пятидесятилетней женщиной: «Судьба как цветок – нужно дать ему раскрыться». Сам он тоже пока не знает, как раскроется цветок его судьбы: за кулисами за него борются две женщины, и он комически боится, что они убьют друг друга. Перед нами тоже чуть было не происходит убийство, когда удочеренная Маленькая девочка бросает в свою «соперницу-маму» тяжелым предметом».

Другое дело, что в камерной и слегка игрушечной пьесе Берберовой крови быть не должно, скорее уж «клюквенный сок». И это притом, что я искренне посочувствовала «маленькой певунье», когда ее, не имеющую пристанища сироту, гонят прочь. <...>

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин