А что у нас в театре?
Телеспектакль

А что у нас в театре?

Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова

Год выхода:
1974
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
83 мин.
В ролях:
Семён Самодур, Сергей Образцов
Режиссёры:
Галина Холопова, Владимир Попрыкин, Владимир Штейн, Леонид Хаит

Переехав в 1970 году в новое здание на Садово-Самотечной улице, Театр кукол под руководством актера и режиссера народного артиста СССР Сергея Образцова представил публике музыкальное гала-представление в двух частях «А что у нас в театре?» (второе название спектакля – «Новоселье»). Это был рассказ-воспоминание об истории коллектива с момента его основания в 1931 году по инициативе Дома художественного воспитания, своеобразный бенефис.

Долгое время у театра не было своего помещения, и труппа колесила по Москве, показывая спектакли в школах, домах культуры, а то и прямо во дворах. Наконец в 1937 году труппе предоставили помещение в центре столицы, на площади Маяковского. Но по мере того как росла популярность образцовского детища, театру становилось все теснее в старом помещении. И в 1970 году Образцов с актерами и реквизитом переместился в новое здание на Садовом кольце.

Дом с музыкальным циферблатом на фасаде стал визитной карточкой коллектива и одним из культурных символов столицы. Каждый час одно из двенадцати животных, олицетворяющих самые известные и любимые детские сказки, появляются поочередно в раскрывающихся створках окошек на часах под аранжированную композитором Никитой Богословским мелодию «Во саду ли, в огороде». Но увидеть всех персонажей одновременно можно только два раза в сутки: в полночь и полдень.

В самом спектакле, как и во всяком бенефисе, демонстрируются отрывки из спектаклей разных лет. Ведущий вечера – сам Сергей Владимирович Образцов. Его конферанс предваряет и завершает каждый номер концерта. Основатель и бессменный руководитель коллектива рассказывает о том, какую роль играл тот или иной спектакль в жизни театра и труппы, о том, как из кукольного, а значит, традиционно воспринимаемого как детский он постепенно превращался во вполне «взрослый».

Сергей Образцов – легендарная личность в кукольном театральном искусстве не только России, но и всего мира. Он начал выступать с театральными куклами в 20-е годы прошлого века, а уже в середине 30-х стал состоявшимся и признанным мастером жанра.

В спектакле «А что у нас в театре?» Образцов рассказывает о том, как привлек к работе знаменитого на всю Москву петрушечника Ивана Афиногеновича Зайцева, который работал в жанре балагана еще в дореволюционной Москве. Именно Зайцев заложил традиции кукольных представлений театра Образцова: сочетание открытых приемов уличного театра с персонажами-масками, использование традиционных для русского скоморошества конструкций кукол. Но впоследствии стиль театра развил именно Сергей Образцов, которого по праву называют главным кукольником страны – на его режиссерских работах выросло не одно поколение зрителей.

Открывает спектакль «А что у нас в театре?» отрывок из постановки «Петрушка». Классическая манера исполнения этого народного действа погружает зрителя в атмосферу старой Москвы. Затем следует эпизод из постановки «По щучьему велению». Сергей Образцов называет этот спектакль «Чайкой» нашего театра», считая его «программным», выразившим традиции именно Центрального кукольного театра. Вошел в бенефис и отрывок из «Мистера Твистера». При абсолютно точном воспроизведении текста Самуила Маршака большая часть сцен решена фантазийно, с применением необычных выразительных средств. Сценография, с одной стороны, иллюстративна, но при этом образна и символична. А «Маугли», поставленный в 1945 году по мотивам знаменитой киплинговской «Книги джунглей», и сегодня, в XXI веке, не сходит со сцены. Одна из особенностей этого спектакля – тонко проработанные движения всех кукол, потрясающая техника исполнения и согласованность действий актеров, ими руководящих.

Второй «Чайкой» Образцов называет «Волшебную лампу Аладдина». Именно на этом спектакле внезапно обнаружилось: в театр Образцова не только водят детей, представления с удовольствием смотрят взрослые. Начиная с «Аладдина», коллектив театра выпускает спектакли, ориентированные именно на взрослую аудиторию. Среди таких, неизменно пользующихся любовью зрителей и сохраняющихся в репертуаре постановок – «Божественная комедия» и «Необыкновенный концерт». Первый не имеет отношения к бессмертному творению Данте Алигьери. Эта юмористическая пьеса Исидора Штока рассказывает о сотворении мира и человека. В театре Образцова произведение приобрело лирический оттенок. История грехопадения и оправдывает «слабого человека», и подтрунивает над неразумностью Homo sapiens всех времен. «Необыкновенный концерт» – кукольное варьете, где представители самых разнообразных жанров, как настоящих, так и изобретенных в качестве пародии на реальные, поют, танцуют, показывают цирковые номера. Ведущий вечера – кукла Эдуард Апломбов – полиглот, способный разговаривать на 24 языках мира, несравненный острослов, один из самых знаменитых конферансье планеты Земля. Кукольный спектакль «Необыкновенный концерт» занесен в Книгу рекордов Гиннесса, так как его посмотрело самое большое количество зрителей в мире.

С видеоверсией постановки «А что у нас в театре?» стоит ознакомиться всем, кто вырос не в Москве и не имел возможности посещать спектакли Образцова. Этот бенефис способен дать хоть и не полное, но объемное представление о главном кукольном театре страны.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин