16+

А что у нас в театре?

Комедия
1974
83 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Переехав в 1970 году в новое здание на Садово-Самотечной улице, Театр кукол под руководством актера и режиссера народного артиста СССР Сергея Образцова представил публике музыкальное гала-представление в двух частях «А что у нас в театре?» (второе название спектакля — «Новоселье»). Это был рассказ-воспоминание об истории коллектива с момента его основания в 1931 году по инициативе Дома художественного воспитания, своеобразный бенефис.

Долгое время у театра не было своего помещения, и труппа колесила по Москве, показывая спектакли в школах, домах культуры, а то и прямо во дворах. Наконец в 1937 году труппе предоставили помещение в центре столицы, на площади Маяковского. Но по мере того как росла популярность образцовского детища, театру становилось все теснее в старом помещении. И в 1970 году Образцов с актерами и реквизитом переместился в новое здание на Садовом кольце.

Дом с музыкальным циферблатом на фасаде стал визитной карточкой коллектива и одним из культурных символов столицы. Каждый час одно из двенадцати животных, олицетворяющих самые известные и любимые детские сказки, появляются поочередно в раскрывающихся створках окошек на часах под аранжированную композитором Никитой Богословским мелодию «Во саду ли, в огороде». Но увидеть всех персонажей одновременно можно только два раза в сутки: в полночь и полдень.

В самом спектакле, как и во всяком бенефисе, демонстрируются отрывки из спектаклей разных лет. Ведущий вечера — сам Сергей Владимирович Образцов. Его конферанс предваряет и завершает каждый номер концерта. Основатель и бессменный руководитель коллектива рассказывает о том, какую роль играл тот или иной спектакль в жизни театра и труппы, о том, как из кукольного, а значит, традиционно воспринимаемого как детский он постепенно превращался во вполне «взрослый».

Сергей Образцов — легендарная личность в кукольном театральном искусстве не только России, но и всего мира. Он начал выступать с театральными куклами в 20-е годы прошлого века, а уже в середине 30-х стал состоявшимся и признанным мастером жанра.

В спектакле «А что у нас в театре?» Образцов рассказывает о том, как привлек к работе знаменитого на всю Москву петрушечника Ивана Афиногеновича Зайцева, который работал в жанре балагана еще в дореволюционной Москве. Именно Зайцев заложил традиции кукольных представлений театра Образцова: сочетание открытых приемов уличного театра с персонажами-масками, использование традиционных для русского скоморошества конструкций кукол. Но впоследствии стиль театра развил именно Сергей Образцов, которого по праву называют главным кукольником страны — на его режиссерских работах выросло не одно поколение зрителей.

Открывает спектакль «А что у нас в театре?» отрывок из постановки «Петрушка». Классическая манера исполнения этого народного действа погружает зрителя в атмосферу старой Москвы. Затем следует эпизод из постановки «По щучьему велению». Сергей Образцов называет этот спектакль «Чайкой» нашего театра», считая его «программным», выразившим традиции именно Центрального кукольного театра. Вошел в бенефис и отрывок из «Мистера Твистера». При абсолютно точном воспроизведении текста Самуила Маршака большая часть сцен решена фантазийно, с применением необычных выразительных средств. Сценография, с одной стороны, иллюстративна, но при этом образна и символична. А «Маугли», поставленный в 1945 году по мотивам знаменитой киплинговской «Книги джунглей», и сегодня, в XXI веке, не сходит со сцены. Одна из особенностей этого спектакля — тонко проработанные движения всех кукол, потрясающая техника исполнения и согласованность действий актеров, ими руководящих.

Второй «Чайкой» Образцов называет «Волшебную лампу Аладдина». Именно на этом спектакле внезапно обнаружилось: в театр Образцова не только водят детей, представления с удовольствием смотрят взрослые. Начиная с «Аладдина», коллектив театра выпускает спектакли, ориентированные именно на взрослую аудиторию. Среди таких, неизменно пользующихся любовью зрителей и сохраняющихся в репертуаре постановок — «Божественная комедия» и «Необыкновенный концерт». Первый не имеет отношения к бессмертному творению Данте Алигьери. Эта юмористическая пьеса Исидора Штока рассказывает о сотворении мира и человека. В театре Образцова произведение приобрело лирический оттенок. История грехопадения и оправдывает «слабого человека», и подтрунивает над неразумностью Homo sapiens всех времен. «Необыкновенный концерт» — кукольное варьете, где представители самых разнообразных жанров, как настоящих, так и изобретенных в качестве пародии на реальные, поют, танцуют, показывают цирковые номера. Ведущий вечера — кукла Эдуард Апломбов — полиглот, способный разговаривать на 24 языках мира, несравненный острослов, один из самых знаменитых конферансье планеты Земля. Кукольный спектакль «Необыкновенный концерт» занесен в Книгу рекордов Гиннесса, так как его посмотрело самое большое количество зрителей в мире.

С видеоверсией постановки «А что у нас в театре?» стоит ознакомиться всем, кто вырос не в Москве и не имел возможности посещать спектакли Образцова. Этот бенефис способен дать хоть и не полное, но объемное представление о главном кукольном театре страны.

Режиссеры: Галина Холопова, Владимир Попрыкин, Владимир Штейн, Леонид Хаит
В ролях: Семён Самодур, Сергей Образцов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна