Hermitage Online. Индийская металлическая скульптура
Вторая серия цикла лекций об индийской культуре пройдет в хранении Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Искусство литья металлической скульптуры известно в Индии еще со времен Индской цивилизации (III тыс. до н. э.). В художественной традиции дхармических религий скульптуре из металла отводится не менее значимое место, чем скульптуре из камня. В «Калика-пуране», одном из важнейших текстов для некоторых направлений индуизма, бронзе приписывается свойство содействовать развитию ума, золоту — улучшать зрение, серебру — оказывать благотворное действие на весь организм, красной меди — вызывать горячность. Сами сплавы, использующиеся для воплощения образов божеств, наделяются сакральным смыслом.
Индийская металлическая скульптура во многом определяет облик не только внутреннего пространства храма, но и домашнего алтаря. Она используется в многочисленных домашних ритуалах, которые индиец проводит согласно своему положению в обществе и соответствующему этапу жизненного пути. Кроме того, небольшие металлические скульптуры можно взять с собой в длительное паломничество по святым местам. Образы, исполненные в мелкой пластике, позволяют индийцам непрерывно сохранять ту личную связь с божеством, которая является необходимым условием для достижения мокши, то есть освобождения.
Рассказывает Владимир Абинякин, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.