16+

Дракула

Драма
2007
181 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Ироническую пьесу в двух действиях «Дракула» по мотивам известнейшего готического романа Брэма Стокера поставил в Театре на Юго-западе Валерий Белякович. Премьера состоялась 12 июля 2005 года.

Это необычный взгляд на популярную легенду о графе Дракуле. Дракула в постановке Беляковича — харизматичный молодой человек, страстно любящий и несколько сотен лет ожидающий возвращения своей возлюбленной. По ходу спектакля проявляются голоса тех, кто встречался с Дракулой. Они страстно и отчаянно пытаются рассказать о пережитых кошмарах. Девушка Люси, получившая смертельный укус, постепенно становится вампиром. Ее возлюбленный не находит себе места от отчаянья. Мужественный врач определяет и распознает зловещие симптомы… Отрывки из их дневников и писем все ближе и ближе подводят к разгадке зловещей тайны.

Мистическая история любви Влада и Вильгельмины разворачивается на сцене в необычном звуковом и световом оформлении. Черно-белые плоскости, на которых в трагические моменты вспыхивают и множатся в зеркалах огни. Создается впечатление, что в них отражается все, даже звуки.

Спектакль поставлен с изрядной долей юмора, три с половиной часа проходят незаметно.

Роман Брэма Стокера, написанный в 1897 — общеизвестная классика вампирского жанра, а его трансильванский граф Дракула — поистине бессмертное существо, пережившее множество экранизаций и ставшее воплощением всего самого коварного и таинственного, на что только способна человеческая фантазия. На основе мифов Стокер создал свой собственный красивый мир и героя на все времена.

Стокер родился в Ирландии, написал множество книг, работал в разных жанрах, в том числе писал для детей. Стокер был болезненным ребенком — до семи лет не мог вставать и ходить. Это печальное обстоятельство оставило след в творчестве писателя — граф Дракула, персонаж его главного романа, много времени проводит во сне. Однако, преодолев болезнь, Стокер с отличием окончил колледж и университет Дублина, прославился как отличный футболист и легкоатлет. Он оказался страстным театралом, регулярно писал рецензии в журналы и короткие рассказы. Впоследствии оставил государственную службу и стал директором-распорядителем театра «Лицеум». Книги Стокера были успешны, но быстро забыты. Только роман «Дракула» обрел бессмертие. Темой вампиров стали увлекаться во всем мире, она остается актуальной и сейчас.

Однако тема эта не нова и задолго до Стокера была известна у разных народов в самых разных уголках земли помимо Балкан. Легенды и сказания сохранили не только описания и признаки, но и советы, как следует обойтись с нечистью в том или ином случае. В романе говорится, что вампиром становится тот, кого в свою очередь укусил другой вампир, что вампиры не едят и не пьют и их можно убить осиновым колом, что они боятся чеснока и бутонов роз, что их отпугивают крестом. Днем они спят в своей могиле, боятся солнечного света и т. п. Народные верования расширяют горизонты: на самом деле в народных верованиях вампирами становились дети, родившиеся в сорочке, пятый сын, если в семье были одни мальчики, а также дети, родившиеся уже с зубами. Характер и образ жизни человека тоже могли привести к тому, что после смерти ему уже не удавалось спокойно лежать в могиле: вампирами становились люди сердитые и раздражительные, те, кто постоянно был чем-то озабочен, кто не отдавал вовремя долги и не исполнял обещанное.

Эти и многие другие признаки и опасности встречи с вампиром, равно как и трудности жизни самого мистического существа, мягко и иронично проходят по всему спектаклю. Оформление сцены в какой-то степени воссоздает образ знаменитого замка Дракулы — печально известный и до сих пор притягательный Замок Бран, известный как замок Дракулы, хотя тот никогда не принадлежал князю Владу Цепешу, реальному историческому лицу, вдохновившему Брэма Стокера на создание образа графа-вампира.

Назвать воеводу «прототипом» вампира графа Дракулы из романа Стокера в строгом смысле слова нельзя, однако отдельные фрагменты романа ясно свидетельствуют о том, что образ полумифического влашского господаря-садиста его автору был достаточно знаком. Это был реальный «господарь» Влахии, Влад III, прозванный за свою жестокость «Цепешем». Он в чем-то был героем, отличался боевой храбростью. В 1476 г. Дракулано странным образом погиб в бою под Бухарестом от руки своих же собственных солдат: согласно легенде, они приняли его за турка. Именно этот человек, как пишет Брэм Стокер, и был владельцем таинственного замка в Карпатах, вампиром, который на самом деле не умер, но продолжал существовать, питаясь чужой кровью.

Режиссер: Валерий Белякович
В ролях: Карина Дымонт, Михаил Белякович, Олег Леушин, Евгений Бакалов, Андрей Санников, Елена Шестовская, Алексей Матошин, Денис Шалаев, Денис Нагретдинов, Надежда Бычкова и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна