Меняем угги на валенки, а пластик на бересту: аналоги импортных товаров

10 русских промыслов и мануфактур.

1. Валенки и uggs (угги)

Угги — сапоги из овчины мехом внутрь — отнюдь не современное изобретение модных дизайнеров. С начала ХХ века их носили австралийские фермеры на сельхозработах. То есть валенкам
из овечьей шерсти, популярным среди русских крестьян с XIX века, угги — ближайший родственник. Только, как обычно, у иностранцев пиар лучше. Вот и стали заморские валенки любимой обувью русских красавиц. Мало кто знает, что валенки на подошве из термопластика сегодня приобрести легче легкого. А если они еще и украшены различными узорами, то модный лук в русском этностиле готов!
Валенки. Фотография: Gagara / фотобанк «Лори»
Угги. Фотография: Руслан Кудрин / фотобанк «Лори»

2. Матрешка и Barbie (Барби)

По исследованиям ученых, Барби может вредно влиять на психику девочек и их адекватное восприятие собственной внешности. А вот матрешка (хотя у нее нет тонкой талии и длинных ног), по мнению детских психологов, наоборот, игрушка полезная. С ее помощью можно научить детей сравнивать похожие предметы по размеру и другим параметрам, а также развить воображение и моторику.
Матрешка. Фотография: Александр Степанов / фотобанк «Лори»
Барби. Фотография: Caro Photoagency / фотобанк «Лори»

3. Береста и биоразлагаемая посуда

Биопосуда из пшеницы, тростника и других натуральных материалов — новейшее изобретение экологов. Одноразовую разлагаемую посуду придумали делать даже из древесины. Получается, впрочем, не очень дешево. Между тем туеса из березовой коры не менее экологичны и живут намного дольше. В них создается особый микроклимат, в котором продукты хранятся дольше. Интересная опция: можно выбрать бересту
с узором-оберегом
.
Берестяные туески. Фотография: Алексей Букреев / фотобанк «Лори»
Посуда из бамбука. Фотография: Karin Lau / фотобанк «Лори» / PantherMedia

4. Хохлома и уруси

Японским лаком уруси (уруши) покрывали и самурайские доспехи, и чайные подносы. Настоящая золотая хохлома, которая защищена специальным лаком из льняного масла, тоже может выдержать многое. Хотя она уступает японскому «коллеге» в простоте дизайна, зато на фоне русских березок и заснеженных равнин такая пестрота вселяет радость.
Хохлома. Фотография: Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома»
Уруси

5. Павловопосадский платок и Hermès («Эрме»)

Шелковый платок-каре от Hermès появился в 1928 году, и с тех пор он — неизменный символ роскоши и элегантности. Павловопосадские
набивные платки — постарше, они ведут свою историю со второй половины XIX века. Безусловно, в нашем климате, да если под рукой нет собственного шофера с лимузином, выбор именно за шерстяными головными уборами
. Впрочем, шелковые платки на этой фабрике тоже выпускают.
Павловопосадский платок. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»
Платок Hermès

6. Каслинское литье и Lladró («Льядро»)

В бутиках с испанскими фарфоровыми статуэтками бренда Lladró главное — не испугаться, наткнувшись на экземпляр больше тебя ростом. От огромных цен на столь хрупкий товар на сердце не легче. При украшении интерьера их можно заменить на каслинское чугунное литье
: во-первых, подобная статуэтка точно переживет взросление ваших детей и внуков, во-вторых — вот тот случай, когда отечественный производитель по элегантности дизайна действительно опережает иностранного. Черный металл — это так благородно!
Каслинское литье. Фотография: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Статуэтка Lladró

7. Ленинградский фарфор и Meissen («Мейсен»)

Императорский фарфоровый завод
(он же ЛФЗ) был основан в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной именно для того, чтобы не тратить огромные средства на импортный фарфор из Мейсена и других иностранных мануфактур. Заводу удалось не только создать альтернативу зарубежной продукции, но и выработать собственные традиции, не растеряв их за прошедшие два с лишним века.
Императорский фарфоровый завод. Государственный Эрмитаж. Музей Императорского фарфорового завода
Мейсенская фарфоровая мануфактура. Государственный Эрмитаж. Музей Императорского фарфорового завода

8.Гжель и Royal Delft («Роял Делфт»)

Фарфор и фаянс в сине-голубых цветах начали изготавливать в голландском Делфте с 1500-х годов тоже в качестве импортозамещения: слишком дорого было покупать аналогичную китайскую керамику. Влюбленный в Нидерланды, Петр Великий кораблями вез делфтскую плитку в Россию. Нам тоже выходило дороговато, и в 1724 году появилась фабрика Гребенщикова, а с XIX века роспись синим кобальтом стала фирменным знаком гжельской керамики.
Изразцовая печь в Китайской гостиной. Большой Екатерининский дворец. Музей-заповедник «Царское Село»
Морской кабинет, отделанный делфтской плиткой. Дворец Меншикова (Государственный Эрмитаж)

9. Гусь-Хрустальный и богемское стекло

Чешское стекло тоже изначально было альтернативой более дорогому венецианскому из Мурано. В 1756 году в России создали свой стекольный завод — в Гусь-Хрустальном
. Основал его купец Аким Мальцов, а в 1835 году его потомок, очередной владелец фабрики, побывав в Богемии в свите императора Николая I, привез оттуда множество технологий. С тех пор на Владимирской земле выпускалось стекло по чешским рецептам. Это одно из самых старых российских предприятий, причем, что редкость, изначально оно не государственное.
Гусевская хрустальная фабрика, XIX век. Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном
Венецианское стекло, Мурано. XIX век

10. «Ракета» и Rolex («Ролекс»)

Еще одно старейшее российское предприятие — Петродворцовый часовой завод. Он-то как раз был основан государством — императором Петром Великим. В 1721 году царь создал его как Петергофскую гранильную фабрику: опять-таки чтобы самим резать и шлифовать камни, а не ввозить их из-за границы. В советское время завод перешел на выпуск часов («Победа» и «Звезда»). А в 1961 году он создает легендарную «Ракету», названную так в честь полета Гагарина. Сегодня этот бренд часов — редкий случай на постсоветском пространстве: привлекательный ретродизайн плюс собственный механизм. Любопытная мелочь: в совете директоров завода и в его креативном отделе — потомок императора-основателя, молодой князь Ростислав Ростиславович Романов, один из самых обаятельных представителей династии.
Часы «Ракета»
Часы Rolex
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна