16+

Гамлет

Драма
2012
145 мин
Россия
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

В начале лета 2012 года в рамках XI Международного театрального фестиваля «Голоса истории» на малой сцене Вологодского драматического театра показали премьеру трагедии У. Шекспира «Гамлет». Спектакль получил высокую оценку жюри и критиков. Режиссер-постановщик — лауреат Государственных премий Вологодской области (2006, 2010), кавалер Ордена Дружбы (РФ), художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили. Родился и образование Нанобашвили получил в Грузии. В 1996 г. окончил факультет режиссуры Тбилисского театрального института им. Шота Руставели. Стажировался в Италии в PICCOLO TEATRO DI MILANO. В 2001 г. Нанобашвили был приглашен в Вологодский драматический театр в качестве художественного руководителя. Являясь постановщиком таких спектаклей, как «Бальзаминов, Бальзаминов!..», «Сон в летнюю ночь», «Дом Бернарды Альбы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Дневник Анны», «Макбет», «Карамазовы и ад», «Тартюф», «Доходное место», «Эшелон», «Праздник одиночества», Зураб Нанобашвили неоднократно становился обладателем премий за режиссуру Международных театральных фестивалей России и зарубежья.

История пьесы «Гамлет», поставленной в 2012 г. Зурабом Нанобашвили, полна загадок.

На сегодняшний день известно около сорока официально зарегистрированных переводов пьесы «Гамлет» на русский язык. Первый был сделан в 1748 году, последний — в 2010.

В спектакле Вологодского театра используется смешение нескольких известных переводов (к сожалению, в программке не указаны их авторы), но за основу взят современный перевод Андрея Чернова.

Первую версию «Гамлета» играли в огромном зале, там помещалось около трех тысяч человек. По документам такой «метраж» был у театра «Глобус» (в это театре, как известно, были поставлены многие произведения Шекспира). Учитывая этот факт, мы возвращаемся в Вологду, на Малую сцену, где зрителей всего 39 человек. Пространство крошечное, оно еще больше сужено решетками, которые открываются, впуская такое ощущение, что закрываются намертво, выпускают героев уже в какое-то другое пространство. Металл, цепи, ржавчина… Все это давно и надолго (сценограф Виктор Рубинштейн).

Дания — тюрьма? Да, несомненно… В этой конструкции из прутьев очень неожиданно и точно показана сцена смерти Офелии, когда ее поднимают куда-то вверх, возможно, на стену замка, на небеса она, бедняжка-самоубийца, подняться не может, а потом она падает вниз… Вырваться из этого замкнутого круга не имеет права никто. Сзади решеток-клетки есть нечеткое зеркало, в котором отражаются размытой толпой сидящие в зале — наблюдатели, коими мы в той или иной степени являемся в этой жизни. И сочувствие, и сострадание, и осуждение, и слезы, и любовь — все потом, когда сюжет будет доигран, когда огромные, спускающиеся с «небес» мечи разрешат эту предопределенную историю.

Гамлет Дмитрия Бычкова — искренний и простодушный, безоговорочно поверивший призраку отца (Владимир Таныгин). Отца, который и превратил Данию в тюрьму и требует от сына казнить своего убийцу. Трагедия Гамлета состоит и в том, что он так и не сумел выйти из-под власти собственного отца даже после его смерти. Слепая месть, навязанная Призраком, или страстная тоска по разбитой Клавдием семье руководит Гамлетом — вопрос спорный. В сцене, когда ПризракГертруда и Гамлет сидят втроём в своеобразной треугольной композиции, возникает неслучайная аналогия со святым семейством. Становится понятно, что Клавдий (Николай Акулов) убийством брата разрушил ту счастливую атмосферу, которая когда-то существовала в семье Гамлета, и на руинах той семьи пытается создать свою, также, впрочем, основанную на любви. Несомненно, король Клавдий страстно любит Гертруду (Анастасия Задорина, Полина Бычкова): постоянно следует за ней, следит глазами, обнимает, целует, гладит. Думается, не только жажда власти стала причиной произошедшей когда-то трагедии, но и любовь, которая является движущей силой развития сюжета спектакля.

Очень точно создан образ Полония (засл.арт. РФ Олег Емельянов), доминантой характера которого становится отцовство. Это многоопытный и мудрый царедворец, более всего прочего озабоченный судьбой своих детей. И доблестный Лаэрт (Игорь Ломанович), и трогательная Офелия (Наталия Абашидзе) вызывают симпатию зрителей своей внутренней чистотой и непритворной братски-сестринской любовью. Игры и смех Офелии и Лаэрта привносят в мрачную атмосферу замка какую-то детскую непосредственность, резвость, ощущение счастья…

Здесь можно говорить о каждом актере, о каждой актерской работе, о каждом решении сцены, которые попадают «в точку», в замысел режиссера. Есть цельность спектакля, есть образ. А какой он, этот замысел? Каждый поймет его по-своему. Но, если он верен, то каждый из тридцати девяти зрителей его почувствует.

Главное — не забывать, что «быть или не быть», нам, вполне вероятно, придется решать уже завтра…

Режиссеры: Эдуард Пальмов, Зураб Нанобашвили
В ролях: Дмитрий Бычков, Владимир Таныгин, Николай Акулов, Анастасия Задорина, Олег Емельянов, Наталия Абашидзе, Игорь Ломанович, Дмитрий Мельников, Александр Чупин, Виталий Полозов, Александр Соколов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна