Стихия огня. Характер музыки. Фактура, мелодия, ритм, тембр
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
а) опрос по теме прошлого урока
б) практическое задание: демонстрация рисунков с изображением образа моря.
3. Новая тема:
Что вы можете сказать о солнце, об огне?
Возможно ли в музыке передать огонь, горение? Какая это должна быть музыка?
Стремительная, энергичная. Многие композиторы стремились передать характер огня, солнца.
Какую группу инструментов использовал композитор?
Какой пляс: демонический или светлый?
Есть ли мелодия? Какой характер, ритм? Какую картину можно нарисовать в воображении?
Слушаем: И. Стравинский «Пляс Жар-птицы»
Есть маленькие языки пламени, звучат короткие напевы, они словно пляшут. Весь оркестр передаёт трепет и блеск огня.
Мелодии нет, всплески, духовые инструменты, струнные инструменты. Ритм танца.
4. Что вы знаете о Прометее?
Каким видел А. Скрябин Прометея, сейчас послушаем.
Каков характер музыки? Что нёс собой огонь? Тембр, ритм, мелодия…
Слушаем: А. Скрябин Поэма огня «Прометей»
Много сумрачной строгости, суровости, в музыке господствуют особая таинственность и величавость. Драматически напряжённые, волевые образы.
5. Где всегда горит огонь? Что несёт с собой солнце?
Свет, тепло. С его появлением начинается новый день, и всё как будто просыпается ото сна.
Слушаем: Э. Григ. «Утро»
Где утро? В городе? В селе? На природе?
6. Опрос по теме урока:
7. Домашнее задание