Прикованная к лире: Эдит Седергран
Прожив короткую и, казалось бы, невзрачную, как сумеречный день, жизнь, Эдит Седергран блеснула своим поэтическим талантом так, что озарила им последующие поколения. Ее стихи печатают, читают, поют. Она начала писать стихи ещё в ранние гимназические годы, причём на разных языках.
Она родилась и училась в Петербурге. Много болела, лечилась в санаториях Финляндии, Швейцарии. Летний сезон семья проводила в Райволе (пос. Рощино) на Карельском перешейке. С 1914 года Эдит остается в Райволе до конца своей жизни, совершив лишь несколько поездок в Петроград и в Хельсинки. Родная Райвола всегда была светлым островком в её жизни.
Эдит любила карельскую природу, которую постоянно одушевляла и наделяла человеческими свойствами. Счастье представлялось юной поэтессе бабочкой, а горе — птицей с большими черными крылами. Товарищи её детских игр — берег, озеро, дерево детства. Но главное в её лирике — интонация пророчества.
Седергран писала без оглядки на традиции поэтической формы, и это вызывало непонимание и резкую критику со стороны литературных кругов. В первом сборнике есть несколько рифмованных стихотворений. В дальнейшем Седергран отдает предпочтение верлибру. Именно она сделала верлибр полноправной частью финской лирики.
Об Эдит Седергран расскажет на очередной встрече проекта «Краеведческая среда» в Библиотеке на Пионерской, 4 краевед Денис Теселкин.