Г.В. Свиридов. Кантата «Курские песни»
В пору своего творческого расцвета — в 1950-1960-х гг. — Георгий Васильевич Свиридов обращался к стихам разных поэтов, весьма отличающихся друг от друга: Роберт Бернс, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок. Но вот в 1964 г. композитор обращает взор в сторону весьма необычного поэтического источника — народной песни. Обработка народных песен для концертного исполнения, в том числе и для хорового, вполне обычна для композиторов (достаточно вспомнить обработки Дмитрия Шостаковича), но в этом случае речь шла о другом. Свиридов позаимствовал из фольклора только тексты, но не мелодии — на слова народных песен он создает собственную музыку.
«Курские песни» знаменуют собой начало нового периода творчества Свиридова, более того — нового важного течения во всей русской музыке. Их новизна — в подходе к народным песням не как к сюите фольклорных обработок, а некоему целому, пронизанному одной мыслью. Представляющие по внешним признакам обработки народных песен, части кантаты на деле являются самостоятельными композиторскими произведениями.