Показать
о. Сахалин, мыс Анива
Образы России

Маяк Анива

Показать

Маяк Анива — один из самых труднодоступных маяков России. Работая на дизельном генераторе, затем на ядерном топливе и солнечных батареях, маяк почти 80 лет спасал морские суда от гибели у каменистых берегов.

МАЯК ПО ПРОЕКТУ ЯПОНСКОГО ИНЖЕНЕРА

С начала освоения Сахалина здесь проходил морской путь, крайне сложный у мыса Анива. О подводные скалы разбился не один корабль, прежде чем руководители префектуры решили построить маяк. Маяк Анива (Нако-Сирето-Мисаки) построили в 1939 году про проекту японского инженера Миуры Синобу. В то время остров был японским и относился к префектуре Карафуто.

Возводить маяк было непросто: все материалы доставляли по морю. Занимался этим экипаж судна «Рошу-мару» — специального корабля, который обслуживал японские сигнальные сооружения. Сильные течения и постоянные туманы усложняли процесс. Когда маяк построили, уменьшенную копию башни строители подарили японскому императору.

УСТРОЙСТВО МАЯКА «АНИВА»

На крайней точке мыса, на скале Сивучья, возвели круглую бетонную башню с боковой пристройкой. Она достигала 31 метра в высоту и состояла из 9 этажей. Первый этаж предназначался для оборудования, второй — для радиосвязи. Третий, четвертый и пятый этажи были жилыми, на маяке могли разместиться 12 человек. В комнатах были двухъярусные кровати, ниши для вещей. Свет сюда попадал через круглые окна-иллюминаторы. На шестом этаже было складское помещение, на седьмом размещалась пневмосирена. Восьмой этаж отвели под хранилище горючего. А на самом верхнем располагался вращательный механизм по типу часового: в центральной части башни проходила труба с 270-килограммовой гирей. Для того чтобы осветительный прибор вращался, механизм нужно было заводить каждые три часа. Свет маяка был виден на расстоянии до 35 километров.

Смотрители служили на маяке посменно по четыре человека. После окончания навигации они покидали маяк и зимовали в поселке Сатоо (Южная Застава). В советское время маяк работал на дизельных генераторах и резервных аккумуляторах. В 1990 году персонал со службы сняли, и маяк перевели в автоматический режим. Для этого объект оборудовали радиоизотопными термоэлектрическими генераторами. Срок службы таких установок — 10–20 лет. В 2006 году изотопные установки отсюда вывезли. Сейчас маяк заброшен.

Инфографика