г. Москва, ул. Крымский Вал, д. 9
Музыкальные

Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина

Для Стаса Намина театр начался в 1970-е. Он был, что называется, театралом, не пропускал ни одной громкой премьеры. В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР, где в качестве курсовых работ ставил свои первые сценические опыты. А семнадцать лет назад по приглашению Майкла Батлера, продюсера бродвейской постановки и киноверсии рок-мюзикла «Волосы», Намин побывал на голливудской постановке спектакля и это стало для него откровением. Именно тогда и пришло решение о создании своего театра, а в 1999-м его идея воплотилась в жизнь.

В качестве первой постановки была выбрана русская версия мюзикла «Волосы», для помощи Намин пригласил в Москву создателей калифорнийской версии – режиссера и балетмейстера из Лос-Анджелеса Бо Кроуэлла, нескольких актеров и самого Майкла Батлера.

Первого сентября 1999 года начался набор актеров в новую труппу, и параллельно велась работа над переводом либретто. За два с половиной месяца удалось создать адаптированную русскую версию спектакля. Премьера с участием американских актеров состоялась 15 ноября 1999 года, а уже с января 2000-го мюзикл игрался исключительно российской труппой. Так в России был поставлен первый классический мюзикл – новый для российской сцены жанр, и одновременно это было рождение нового театра – первого российского театра мюзиклов. Собранная для мюзикла «Волосы» труппа, так называемое «племя любви», ежегодно пополняется молодыми актерами, но по-прежнему остается единой и дружной семьей.

Главным профессиональным принципом труппы является владение актером тремя профессиями: вокалом, танцем и актерским мастерством – то, что на Западе носит название triple track. Такой актерский универсализм позволяет задействовать всю труппу в спектаклях любых направлений – как музыкальных, так и драматических.

Репертуар театра с самого начала включал спектакли разных жанров: комедии – «Солдат Иван Чонкин» по роману В. Войновича, трагедии – «Четыре истории» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина, драмы – «Дом Бернарды Альбы» Ф.-Г. Лорки и «Последнее искушение апостолов» Э. Брыля; мелодрамы – «Пизанская башня» Н. Птушкиной, музыкальные перформансы – «Стороны Света» Екатерины Рыжиковой и другие.

При всем разнообразии основу репертуара театра Стаса Намина составляют музыкальные спектакли. Постоянно в репертуаре: и классика жанра – рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда» Э. Л. Вебера, мюзикл «Волосы» Г. Макдермота, мюзикл для детей «Бременские музыканты», водевиль «Пенелопа, или 2+2» Г. Гладкова, «Три мушкетера» М. Дунаевского; и новые оригинальные постановки – «Портрет Дориана Грея» Р. Баузера, музыкальные граффити «Битломания» по песням легендарной ливерпульской четверки, мюзикл для детей «Снежная королева» С. Намина и др.

Еще одной отличительной чертой Театра является то, что и традиционные мюзиклы, и рок-оперы здесь становятся глубокими драматическими произведениями, то есть упор делается не на внешние шоу-эффекты, а на тонкую и серьезную игру актеров, эмоциональность и драматизм режиссерских постановок. Наверное, можно сказать, что творческому коллективу удалось совместить культуру мирового мюзикла с традициями русского драматического театра и прийти таким образом к жанру драматического мюзикла и к сложным музыкально-драматическим постановкам, жанр которых трудно определить. Один из таких спектаклей – «Космос» по рассказам Шукшина. Музыка в нем оказалась главным драматическим откровением. А жанр спектакля «Безумный день в замке Альмавивы, или Свадьба Фигаро», поставленного по пьесе Бомарше и опере Моцарта, создатели определили как «опера плюс».

Театр находится в поиске нового, собственного театрального языка, который будет понятен и интересен всему миру. Первыми спектаклями, созданными в этом направлении, стали реконструкция футуристической оперы «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина, Алексея Кручёных и Казимира Малевича и вокально-пластическая композиция «Жилец вершин» на стихи Велимира Хлебникова и музыку группы «Аукцыон» и Алексея Хвостенко.

В сезоне 2015/2016 репертуар Театра пополнился двумя постановками – спектаклем «В горах мое сердце» по произведениям Уильяма Сарояна и «Нью-Йорк, 80-е. Мы!» по страницам личного дневника Михаила Шемякина. В последнем известный художник не только выступает соавтором сценария, но и играет – впервые в жизни – самого себя в качестве актера.

Стас Намин ведет курс музыкального театра в РАТИ (ГИТИС) и курс музыкального образования в МГГУ им. Шолохова. Театр музыки и драмы является практической школой для студентов этих факультетов, актеры театра передают свой опыт и мастерство молодым коллегам.

Театр регулярно выезжает на гастроли по России и за рубеж. Легендарная рок-опера «Иисус Христос Суперзвезда» впервые была показана в Иерусалиме – там, где происходили описанные в спектакле события – именно в постановке Театра Стаса Намина. С успехом прошла российская версия рок-мюзикла «Волосы» в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорк театр был приглашен на празднование 40-летия бродвейской постановки. В фильме, посвященном истории легендарного мюзикла, труппа театра Стаса Намина была названа одной из пяти лучших в мире.

Смотрите также