Ансамбль Тихвинского женского монастыря

По преданию, Тихвинская Божия Матерь спасла в 1670 году город от разгрома войском Степана Разина. Согласно летописи, спустя пять лет на месте, указанном самой Богородицей, стрелец Рязанов возвел деревянную церковь Вознесения Господня с приделом во имя иконы Тихвинской Божией Матери. В 1870 году монастырь из мужского, каким он был со дня основания, преобразован в женский. В XIX веке он становится важным духовным, хозяйственным и культурным центром Чувашии. Сегодня многих верующих привлекает сюда монастырская святыня — чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.

Строения монастырского комплекса вобрали в себя различные традиции отечественного зодчества. Это здания собора и мастерских, дом игуменьи, келейный корпус, каменная ограда с башнями и воротами.

Собор Тихвинской иконы Божией матери

Самый монументальный — каменный собор Тихвинской иконы Божией матери. Он построен, по большей части, на средства казанского купца Никитина, по проекту известного архитектора Петра Аникина. Он вырос на месте каменного храма постройки XVIII века, от которого остались колокольня и участок западной стены, вошедший в новое строение. Основной объем строительных работ был выполнен к осени 1882 года. В июле 1886 года в величественном пятиглавом храме начали проводить службы.
В соборе три престола в ряд, главный — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, с правой стороны — в честь Вознесения Господня, с левой — в честь Всех Святых. Образное решение Тихвинского храма отражает поиск новых форм в архитектуре России конца XIX века. Он стал образцом монументального культового сооружения в стиле эклектики.
Сам тип храма, его пятиглавие на восьмигранных барабанах, разбивка стен на прясла говорят о влиянии русско-византийского стиля. Высокие полукруглые окна, в том числе и трехчастные, свидетельствуют о тенденциях классического зодчества. Собор обладал прекрасной акустикой и поражал богатством оформления интерьеров. Расписывал храм живописец Веселов.

Дом игуменьи

Дом игуменьи Тихвинского женского монастыря занимает особое место среди памятников гражданской архитектуры Чувашии XVIII века. Он является образцом гражданского зодчества эпохи барокко, отличаясь своеобразным объемно-планировочным решением и тщательностью проработки деталей.
Каменный одноэтажный дом на подклети с мезонином отличается богатством декора из тесаного кирпича и характерной для домов-палат XVII–XVIII веков планировкой помещений. Наверху располагались парадные и жилые комнаты (горницы), а в подклети — подсобные, хозяйственные помещения. Углы дома отмечены широкими лопатками. Стены увенчаны поясом с рядами кронштейнов (городков) и поребриков. Сейчас дом отреставрирован и используется по назначению — как покои настоятельницы монастыря.

Келейный корпус

Он расположен параллельно мастерским с восточной стороны. Кирпичное здание состоит из двух прямоугольников, возведенных в разные годы. Южная часть строения сооружена в 1887 году, северная — в начале XX века. Здание неоднократно перестраивалось. Внешний облик строений в целом восстановлен в историческом виде. Представляет интерес как образец жилого монастырского строения конца XIX века.
Келейный корпус сейчас используется по назначению.

Мастерские

Двухэтажное здание мастерских — интересный образец полукаменного строения второй половины XIX века. Оно построено одновременно с Тихвинским собором в 1886 году. Расположено с восточной стороны от храма. Здание неоднократно перестраивалось. На сегодняшний день восстановлен только внешний облик. Первоначальная внутренняя планировка не сохранилась. Первый этаж — каменный, второй — деревянный. Декоративное убранство достаточно скромное. Прямоугольные окна первого этажа подчеркнуты ленточными профилированными наличниками. Каменная часть строения завершается ступенчатым карнизом. Здание представляет интерес как образец гражданского монастырского полукаменного строения конца XIX века.
Бывшие мастерские используются в интересах действующего монастыря. На первом этаже расположена монастырская столовая (трапезная) с кухней. Второй этаж приспособлен под кельи.

Монастырская ограда

Важные составляющие элементы монастырской ограды — три круглые башни, увенчанные шлемовидными крышами. Стены украшены лопатками, фризами, состоящими из прямоугольных ниш (ширинок), и увенчаны ступенчатыми карнизами. Они представляют интерес как образцы каменных монастырских стен, возведенных в формах, характерных для фортификационных строений XVIII века. На сегодняшний день их помещения используются в хозяйственных целях. Верующих привлекает и монастырская святыня — чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.
В ограде, с северной стороны, сохранились старинные небольшие арочные ворота, которые вели на монастырское кладбище. В советское время кладбище использовалось как спортивная площадка.

Монастырь в ХХ веке

Официально монастырь закрылся в 1927 году. В нем разместился детский дом, потом педагогическое училище и школа-интернат. В 1941–1945 годах в монастыре стояла воинская часть с госпиталем, а затем — пожарная часть. Последним владельцем монастырских строений было техническое училище № 5.
Внутреннее пространство храма после его закрытия разделили перекрытиями на три этажа, снесли главы и разобрали своды. Большевики также снесли монастырскую колокольню, а деревянный храм в честь священномученика Харлампия, подарок известного чувашского купца Прокопия Ефремова, разобрали на дрова.
В 1988 году Священный синод Русской православной церкви принял решение возродить Тихвинский Богородицкий женский монастырь. Первой настоятельницей возрождающейся обители стала игуменья Агния (Яковлева Н.Н.).
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна