г. Москва, ул. Никитская Б., д. 19/13
Драматические

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

Один из самых старых и прославленных театральных коллективов Москвы и России. Его современная биография начинается после революции: в 1920 году здесь появляется Театр революционной сатиры (Теревсат), в 1922 году преобразованный в Театр революции. Руководителем театра назначают Всеволода Мейерхольда.

Тем не менее, артистическая судьба этого места исчисляется еще в начала XIX века.

Из дневника мемуариста Жихарева за 1805 год: «На днях, кажется, 2 декабря, в круглой зале Зарубина у Никитских ворот дает концерт скрипач Вальйо, соперник знаменитого Роде, который два года тому назад обворожил Москву...».

В конце XIX века антрепренер и актер Георг Парадиз арендовал этот дом у последней представительницы этой фамилии княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой для своей опереточной труппы и решил перестроить его для театра. Проект фасада здания принадлежит Федору Шехтелю — это одно из первых творений знаменитого архитектора. Здание пострадало в советские годы, когда было уничтожено его нарядное завершение: металлическое кружево и башенки). Театр «Парадиз» не имел постоянной труппы, а сдавался в аренду разным антрепренерам. Долгое время он назывался также «Интернациональным»: здесь гастролировали иностранные и петербургские труппы. На его подмостках играли Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт. 1 мая 1899 года в театре состоялся закрытый спектакль — «Чайка» Чехова, на котором присутствовал один-единственный зритель — автор. Тяжело больной писатель не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру и попросил труппу повторить спектакль для него. В театре состоялось первое выступление Рахманинова как дирижера Русской частной оперы. Здесь давали представления оперетта Е. В. Потопчиной, Театр миниатюр.

Мейерхольд руководил Театром революции всего два года, позже переключившись полностью на собственное театральное дело. Из самых заметных работ театра в это время стали две постановки режиссера: «Доходное место» по Островскому и «Озеро Люль» по пьесе Александра Файко. Следующий руководитель театра, режиссер Алексей Грипич сосредоточился на современной советской драматургии. В 1931 году театр Алексей Попов. В годы его руководства (до 1942 года) были поставлены спектакли «Поэма о топоре», «Мой друг», «Ромео и Джульетта», «Гибель эскадры», «Собака на сене», «Таня», «Бесприданница», «Мария Стюарт» и другие спектакли.

В 1931 году Театр Революции возглавил Алексей Попов. По-своему претворяя опыт Станиславского и Вахтангова, Попов выдвинул концепцию современного «актёра-мыслителя», чьё творчество одушевлено «волнением от мысли». В историю советского театра вошли поставленные им спектакли по ранним пьесам Николая Погодина «Поэма о топоре», «Мой друг» и «После бала», а также спектакль «Ромео и Джульетта» с М. Астанговым и М. Бабановой в главных ролях. Но в 1935 году Алексей Попов был назначен художественным руководиьелем Центрального театра Красной армии. Театр Революции погрузился в кризис: здесь сменилось несколько художественных руководителей, представителей разных взглядов, что не лучшим образов отразились и на репертуаре, и на состоянии труппы. Но даже в эти, не лучшие для театра годы рождались актёрские шедевры, такие как Диана Марии Бабановой («Собака на сене»), Елизавета Юдифи Глизер («Мария Стюарт»), Карандышев Сергея Мартинсона («Бесприданница»).

В 1941 году театр был эвакуирован в Ташкент; в его здании работали объединённые в 1941 году труппы Московского театра Ленсовета и Московского драматического театра. В 1943-м, после возвращения Театра Революции в Москву, эти труппы были объединены с ним под названием «Московский театр драмы»; тогда же художественным руководителем был назначен Николай Охлопков, возглавлявший театр до 1967 года. Среди самых успешных спектаклей, выпущенных за это время — «Молодая гвардия», «Мать», «Зыковы», «Гроза», «Гамлет», «Клоп», «Аристократы», «Иркутская история», «Мамаша Кураж...», «Медея», «Смерть Тарелкина». За постановку «Молодой гвардии» Охлопков был удостоен Сталинской премии первой степени. В 1954 году театру было присвоено имя поэта Владимира Маковского.

Самый яркий этап в истории театра начался с приходом Андрея Гончарова. Он занял пост художественного руководителя в 1967 году и руководил театром более 30 лет, до своей смерти в 2001 году. Гончаров словно вдохнул в театр новую жизнь; событиями театральной жизни стали поставленные им спектакли «Дети Ванюшина» по пьесе Найдёнова и «Трамвай желание» Теннеси Уильямса (спектакль шёл на сцене театра 24 года и выдержал более 700 представлений). Другим популярным спектаклем стал «Разгром», над ним по приглашению Гончарова работал режиссер Марк Захаров.

Во все времена Театр им. Вл. Маяковского славился своими актерами. В разные годы здесь играли Мария Бабанова и Михаил Астангов, Максим Штраух и Лев Свердлин, Фаина Раневская и Лидия Сухаревская, Армен Джигарханян и Ольга Яковлева, Наталья Гундарева и Александр Лазарев. Сегодня труппа театра представлена такими замечательными мастерами, как Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Евгения Симонова, Галина Анисимова, Игорь Кашинцев, Ефим Байковский, Игорь Охлупин, Ольга Прокофьева, Даниил Спиваковский, Анатолий Лобоцкий, Анна Ардова, Татьяна Орлова, Любовь Руденко.

В январе 2002 года художественным руководителем Театра им. Вл. Маяковского назначается Сергей Арцибашев. Среди главных постановок этого режиссера можно назвать гоголевские «Женитьбу», «Мертвые души», «Как поссорились...», «Карамазовы» по Достоевскому. В 2011 году театр снова сменил художественного руководителя, им стал литовский режиссер Миндаугас Карбаускис.

Последние
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
2017
128 мин
Бердичев
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
2015
200 мин
Бесприданница
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
2014
128 мин
Родственники
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Комедия
1981
100 мин
Смех Лангусты
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Комедия
1992
99 мин
Таланты и поклонники
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Комедия
1971
139 мин
Интервью в Буэнос-Айресе
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1979
136 мин
Игра теней
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1993
110 мин
Закон зимовки
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1984
118 мин
Сослуживцы
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1973
133 мин
Жизнь Клима Самгина
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1986
136 мин
Игра в джин
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1985
112 мин
Как поссорились...
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
2012
97 мин
Медея
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1967
144 мин
Старомодная комедия
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Комедия
1978
92 мин
Кошка на раскаленной крыше
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1989
175 мин
Не всё коту масленица
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Комедия
2012
117 мин
Завтра была война
Московский академический театр имени В.В. Маяковского
Драма
1990
172 мин

Статьи с упоминанием этого места

100-летний юбилей Татьяны Карповой
Смотрите спектакли с участием актрисы на портале «Культура.РФ».
14 января 2016