Церковь Димитрия на Крови

Впервые храм на месте гибели царевича Дмитрия возник в XVI в. В 1692 г. построили церковь, сохранившуюся до нашего времени. Является частью архитектурного ансамбля Угличского кремля.

История создания

18 марта 1584 года умер царь Иван IV Грозный. На царство венчался его старший сын Федор Иоаннович: по свидетельству современников, слабый, болезненный человек. Регентом при недееспособном государе стал боярин Борис Федорович Годунов, брат жены царя. У царя Федора детей не было, но на пути Годунова к власти оставалось одно препятствие — царевич Димитрий, малолетний сын Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой. Маленький царевич вместе с матерью и огромной свитой в четыре тысячи человек был выслан в древний Углич, город на Волге, подаренный мальчику его отцом Иваном Грозным ко дню рождения.
Обстоятельства преступления или несчастного случая, произошедшего в Угличе в полдень 15 мая 1591 года, так и не были выяснены. По исторической традиции, с легкой руки знаменитого историка и писателя Николая Михайловича Карамзина, утвердилось обвинение Годунова в злодейском убийстве мальчика ради престола. Этот сюжет был развит в пьесе Пушкина «Борис Годунов». Однако есть и другая версия происшествия: у царевича случился приступ эпилепсии во время игры с ножом, и он сам напоролся на лезвие. Летописи и сказания Смутного времени полны животрепещущих и кровавых подробностей, но их авторы не были свидетелями трагедии. Многие современники использовали смерть мальчика в своих целях. Взять хотя бы целую плеяду самозванцев-Лжедмитриев, которые, выдавая себя за чудом выжившего царевича, стремились к власти в раздираемой войнами и политическим кризисом стране. Почитание угличанами своего князя было огромно, что, возможно, и помогло первому Лжедмитрию, и он, пусть ненадолго, стал царем России.
Место гибели царевича Димитрия не было забыто. Над ним поставили часовню, впоследствии сгоревшую во время войны с поляками. В 1630 году на ее месте построили первую деревянную церковь Царевича Димитрия с гробницей на месте гибели мальчика. Легенда утверждает, что в каждую годовщину смерти царевича сквозь песок проступала кровь. Первый царь династии Романовых Михаил Федорович тоже мог разделить судьбу царевича Димитрия, но был спасен Иваном Сусаниным, поэтому на свои средства повелел возвести каменную церковь. Романовы, в том числе и Петр I, поддерживали культ Димитрия и придавали ему государственный масштаб.
В 1692 году вместо обветшавшего деревянного храма вырос каменный, в праздничном и ярком «московском» стиле. Храм Царевича Димитрия с самого своего основания был бесприходным и имел статус памятника. Тип храма относится к так называемому «кораблю». Кубическое двухэтажное здание церкви соединяется с колокольней прямоугольным строением, что можно считать архитектурной метафорой: церковь-корабль плывет по полному опасностей морю жизни. Храм состоит из обычных четырех частей: алтаря, храмовой части, трапезной и паперти, поставленных в одну линию. Над изысканно оформленной храмовой частью возвышается стройное пятиглавие; нижний этаж был освящен в честь Михаила Архангела, а верхний — в имя царевича Димитрия. С севера паперть продолжало гульбище — объединявшая все здание галерея, которая в XIX веке была заменена на придел. Узорное крыльцо в западной части позволяет с паперти подняться на второй этаж, шатровая колокольня над папертью завершает гармоничный и изящный абрис здания. В традициях древнерусской архитектуры церковь Димитрия на Крови рассчитывалась на множество ракурсов. Надо обязательно рассматривать здание со всех сторон, чтобы почувствовать живую пластику объемов и выразительный рельеф деталей декора. Узорчатый стиль отделки храма ярче всего выражен в главном, южном фасаде с великолепными шестью окнами, украшенными эффектными наличниками.
Росписи внутренних интерьеров церковь ожидала больше ста лет. На собранную в храме сумму в 750 рублей делать живописные работы подрядилась артель борисоглебского иконного мастера Петра Хлебникова. Роспись соединяет древнюю иконописную традицию с формами новой классической русской живописи. Именно в ней проявились приемы, ставшие характерными для русского церковного интерьера. Особенный интерес представляет огромная, свободно скомпонованная мастерами фреска по мотивам лубочной картинки XVIII века «Убиение святого благоверного князя царевича Димитрия Угличского» на западной стене храма. Ярко и подробно, в отдельных композиционных группах, художник рассказывает о жизни и смерти царевича: вот Димитрий выходит из дворца, потом совершается злодеяние, гудит набатный колокол, горожане наказывают преступников, мощи Димитрия переносятся в Москву. В трапезной изображены сцены из жития Адама и Евы, обнаженные фигуры удивляют необычной для храма светотеневой манерой в нарушение иконописной традиции.
В 2001 году церковь Царевича Димитрия на Крови предложена правительством России в качестве кандидата на занесение в Список всемирного наследия.

Ссыльный колокол

Разнося скорбную весть о гибели царевича, один из угличских колоколов собирал народ для расправы над убийцами, вина которых не была доказана. Ничем не примечательный до этого колокол ждала удивительная судьба. Расправляясь над участниками самосуда, Борис Годунов велел наказать и его: набатный колокол лишили языка, отсекли ухо и сослали в Сибирь. Колокол обвинили в гибели неповинных людей, и сосланные вместе с ним жители Углича волокли неодушевленного «первоссыльного» на себе в далекий Тобольск. В 1677 году во время пожара ссыльный колокол расплавился, но в память о несправедливой каре в XVIII веке отлили такой же по весу. В конце XIX века он был передан Тобольскому музею, а к трехсотлетию высылки безвинно потерпевшего колокола возвращен в Углич и помещен в церковь Димитрия на Крови.

Носилы и рака царевича Димитрия

Среди интереснейших предметов, связанных с историей убийства царевича Димитрия, — носилки, на которых его мощи несли из Углича в Москву. По легенде, носилы остановились на выходе из города, и никто не мог сдвинуть их с места. Долго пришлось молиться москвичам, чтобы угличская земля отпустила мощи. Носилы потом были возвращены в Углич и стали предметом поклонения. Рака из дерева и парчи, в которой находились мощи царевича, тоже стала важной частью культа святого Димитрия. Мощи были торжественно перенесены в Москву, где в соборе Михаила Архангела после канонизации захоронены рядом с могилами русских князей. Над надгробием установлена рака, позднее ее украсили тонкой работы золоченым изображением Димитрия, хранящимся в Оружейной палате. На раке имеется надпись: «Божиею милостию, повелением благовернаго и благороднаго и христолюбиваго Великаго Государя, Царя и Великаго князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца… зделана бысть сия рака благоверному чудотворцу, царевичу, князю Димитрию Ивановичу, в седмоенадесять лето государства государя царя, в первоенадесять лето патриаршества, лета 7138».

Мощевик

Реликвия, связанная с моментом гибели царевича. По одной из версий событий 15 мая 1591 года, царевич играл не с ножом, а с орешками, поэтому не мог сам себя нечаянно убить. Орешки с пятнами крови были в мощевике царевича во время переноса мощей в Москву.

Царевичев день

В день гибели Димитрия отмечался ежегодный торжественный праздник в Угличе — Царевичев день. Совершался крестный ход с выносом его плащаницы и реликвий. К ним подносили и подводили всех маленьких жителей Углича, от грудных до восьмилетних. Для детей, их матерей и нянек организовывали развлечения и игры в городском саду.

«Тычка»

Игра с ножом или кинжалом, в которую царевич Димитрий якобы играл перед смертью. Правила игры таковы: игравшие поочередно бросали нож в очерченный на земле круг, нож обычно брали с острия, метнуть его надо было так ловко, чтобы нож описал в воздухе круг и воткнулся в землю.

Престол Михаила Архангела

Престол (стол, находящийся в середине алтаря) Михаила Архангела в церкви имел второстепенное значение, поскольку богослужения совершались в основном в верхнем храме. Однако с ним связана интересная история, упомянутая в «Угличском летописце»: будто в час убийства царевича на улицах появился всадник на огненном коне, который стучал в ворота и возвещал о трагедии. Во всаднике узнали Михаила Архангела, а уже затем над городом поплыл набатный звон.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна