Моноспектакль «Крылатая»
«Крылатая» — история души: чистой, искренней, трепетной. В основе спектакля лежит судьба княгини Марии Волконской, жены декабриста. Мы уже почти забыли о тех временах, когда честь ставили превыше своих желаний, когда благородство и самоотверженность были не просто словами. Утаенная любовь Александра Пушкина, презрение себя ради ближнего, холодная и страшная Сибирь вместо светских петербургских вечеров. Бремя выбора ложится на хрупкие женские плечи. И только ей, Марии Волконской, решать: какой будет ее дальнейшая жизнь.
Спектакль создан по мотивам поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». Некрасов прославил подвиг декабристов и их отважных жен, добровольно последовавших за сосланными мужьями на каторгу: «Высок и свят их подвиг благородный…». В работе над «Княгиней Волконской» Некрасову особенно помог сын декабриста — Михаил Сергеевич Волконский: у него хранились записки его матери — героини поэмы Некрасова. Записки были написаны на французском языке, но князь согласился перевести их на русский и прочесть поэту. Как вспоминал Волконский, Некрасов слушал «схватясь руками за голову и плакал как ребенок». Это было весной 1872 г.
Для создания спектакля авторы сценария — И. Мухина и К. Цылёва — использовали множество различной литературы: архивы, художественные произведения, мемуары, дневниковые записи. Теперь «Крылатая» — монолог княгини Марии Волконской, который произносится героиней на одном дыхании. Впечатление также усиливают режиссерские задумки — авторская музыка Тины Росс, стихотворения А. Пушкина, М. Цветаевой (судьба которой во многом пересекается с судьбой знаменитой декабристки).